Смекни!
smekni.com

Польский язык (стр. 2 из 2)

На исконных польских землях выделяются четыре собственно польских диалекта: великопольский вокруг Познани, малопольский (Краков), шлёнский (силезский, Вроцлав), мазовецкий (мазовский—вокруг Варшавы и далее на северо-восток); выделяются также различные "кресoвые" (окраинные) говоры – разновидности польско-белорусского и польско-украинского просторечия близ Вильнюса и Львова. С польским языком генетически связаны особые северолехитские наречия (языки):

1) чрезвычайно архаичное кашубское (кашубский язык),на котором говорят около 200 тыс. человек, живущих к западу от устья Вислы (были попытки создания письменности);

2) словинское, на котором недавно говорило несколько десятков семей в восточной Померании (Поморье), западнее кашубов;

3) полабский язык (наречие) — к северу от среднего течения Эльбы (Лабы), на севере Мекленбурга (Микулина Бора), между Шверином и Ростоком; полабское наречие известно по отдельным записям немецкими буквами конца XVII—начала XVIII в.

Одна из примечательных архаических особенностей кашубского и, по-видимому, других северолехитских наречий — разноместное подвижное ударение, как в восточнославянских и южнославянских языках.

Выше по Лабе (Эльбе) и на верхней Шпрее, на юге и юго-западе от области первоначального распространения полабскословинско-кашубских диалектов, была область вендов (лужицких сербов, сорбов). Их сохранившиеся потомки (около 100 тыс. чел.) проживают в отдельных деревнях на востоке Германии в области Lausitz (Лужице) близ городов Бауцен (Будишин) и Коттбус.

Серболужицкий язык разделяется на два наречия — северное нижнелужицкое, более близкое к польскому языку (лютеране) и южное верхнелужицкое, более близкое к чешскому языку (католики). Специфические серболужицкие фонетические изменения схожи с подобными звуковыми переходами в польском или чешском языках. Как в польском и чешском, "сильные" ъ и ь обычно совпадали в е (mech ‘мох’, dešć ‘дождь’).

Одна из фонетических особенностей верхнелужицкого наречия—переход, как в чешском, словацком, украинском, белорусском, g в h (в. луж. hora, noha—нижнелужицк. gora, noga ‘гора’, ‘нога’).

В отличие от других западнославянских (а также и восточнославянских) языков, в обоих серболужицких наречиях сохраняются следы двойственного числа, некоторые формы старых (архаических) прошедших времён - аориста, имперфекта.

Лужицкая письменность (и печать) начала создаваться в XVI в. в связи с распространением идей Реформации, лютеранства, продолжала существовать, несмотря на массовое онемечивание, в XVII—XVIII вв. Новая письменность на обоих наречиях и литературный язык создаются в середине XIX в.