Смекни!
smekni.com

Казахский язык: справедливость – это истина в действии (стр. 2 из 2)

Функция образования. Давайте проанализируем одну из главнейших сфер будущего – просвещение и образование Казахстана. Здесь уместно поднять следующий вопрос: по каким лингвистическим причинам в казахско-турецких колледжах (т. е. в тюркоязычной среде) все технические науки изучаются на английском языке, а не на казахском или турецком? А кто из ученых-педагогов из практики жизни профессионально сравнил и сделал вывод о качестве знаний студентов, изучающих информатику или химию на русском языке, со студентами, изучающих их на казахском? Ведь именно в образовании остро необходим принцип сочетания и соединения двух языков, с точным разделением целей: русский язык – как лингвистическая база для химии, физики, информатики, математики, биологии и т.д., казахский язык – как лингвистическая база для целого спектра гуманитарных наук – казахская литература, история, этика и т.д. Именно в этих гуманитарных предметах казахский язык жив и реален, тогда как в химии он превращается в механически напиханный разными терминами и неадекватный в смысловых функциях язык. Если казахский язык будет иметь целью создать лингвистическую базу для химии, физики, информатики и т.д., это превратится в бесплодные, тормозящие своей неэффективностью процессы и откинет казахстанское образование на 100 лет назад. А результаты и плоды почти векового труда советских учителей будут бездумно потеряны из-за национальных предрассудков, а ведь именно советское образование воспитало казахскую интеллигенцию и поставило казахский народ в один ряд с развитым мировым сообществом. В настоящем казахстанском образовании необходимо ввести новый предмет на казахском языке – теология. Казахская теология – это философия народной религии, объясняющая детям народные традиции и обычаи казахского народа, а не просто повторяющая и внушающая мусульманские религиозные догмы. По существу, это предмет нравственного образования (нравы – это обычаи) как детей-аульчан, так и городских жителей, который необходимо ввести с четвертого класса, чтобы начать спасать школьников от морального разложения, когда к десятому классу они уже употребляют наркотики, занимаются малолетним развратом, злословят и не уважают старших. Теперь возьмем медицинскую сферу, проанализируйте на практике обучения, например в мединституте, процесс переделывания всей медицинской терминологии: когда медицинский термин (латинское слово, преобразованное в русское) начинают преобразовывать второй раз, например в имя существительное, по правилам казахского словообразования, такая двойная трансформация имеет надуманный результат: добавленный казахский суффикс выглядит лишним, как пятое колесо у машины, т.к. первичное русское слово уже выполнило семантическую функцию само по себе, и человеку понятен смысл слова без этого суффикса, например: "хирургия – хирургиясы". Здесь встает вопрос, если человеку необходимо получить профессиональную медицинскую помощь, что для него главнее: качество знаний врача или чтобы этот врач изучал медицинские знания в казахской интерпретации?

Функция закона. Теперь возьмем сферу правовой деятельности государства – сначала необходимо особо подчеркнуть, что каждую функцию язык осуществляет через две основные свои характеристики – количественную и качественную. Все мои оппоненты по вопросу государственного языка согласились со мной только в количественной характеристике – что половина (количество) общества не знает казахского языка, и значит, последний не может выполнять функцию закона. Однако они не хотят видеть более значимую характеристику языка в этой функции – качественную: смысловую информацию Конституции, гражданского и уголовного кодексов невозможно профессионально объяснить без русского языка, т.к. все юридические понятия и значения неизбежно искажаются и меняются при переводе как на казахский язык, так и на другие малые национальные языки, которые не способны отражать все семантические оттенки понятийных формулировок.

Функция межнационального согласия. Все мои оппоненты всячески упрощают процесс взаимопонимания разных национальностей с различными языками, преподнося его как нечто естественное, мол, все смысловые оттенки и понятия легко понимаются, особенно между тюркскими языками. Однако здесь уместно привести яркий парадокс из реальности: когда тюркские народы собрались в Алматы на культурной конференции "Тюрксо", то общались они между собой и воспевали свою тюркскую культуру на русском языке! Они, быть может, и поймут друг друга на своих языках – но только на базаре или на уровне простейшего быта, однако если им придется взаимодействовать и сотрудничать в более серьезных областях – в науках, государственной деятельности или в совместном бизнесе, то все различия этих тюркских языков приведут к полному непониманию друг друга. А без общего языка, каким еще образом азербайджанец ясно и точно поймет казаха или киргиз туркмена? И здесь даже нет смысла продолжать полемику, каким образом тюркоязычным народам понимать другую половину общества – европейцев во всех социально- ролевых ситуациях совместной жизни.

Функция идеологии и морали. Как на микроуровне – внутри человека происходит борьба разума (нравственных принципов и законов, существующих как идеи в мышлении) со своими страстями, эгоизмом, ленью, болезнями и т.д., так и на макроуровне государственная идеология является выражением общего разума и общественных смыслов деятельности, которые материализованы в различных словесно-понятийных формулах – девизах, лозунгах, общественных установках, социальных концепциях и т.д. Предметами государственной идеологии являются: отношения между обществом и властью, отношение человека к человеку – межнациональная политика, отношение общества к природе, и т.д. А для того, чтобы все эти логические формы мыслей (идеи) реализовывались и воплощались в реальную жизнь всех слоев общества, они должны передаваться единым языком, понимаемым целым обществом. Поэтому количественные и качественные характеристики языка, осуществляющие функцию закона, точно также осуществляют функцию идеологии. Государственная идеология – это пропаганда общечеловеческих ценностей, а механизмами этой пропаганды являются СМИ и телевидение.

В настоящее время некоторые известные личности казахской национальности, находясь у информационных рычагов власти, только и занимаются раздуванием ложного национального самолюбия, эгоизма и человеконенавистничества. Эти личности не создают своими идеями и поведением такой психологической атмосферы в казахскоязычной среде, которая бы направляла умы казахской молодежи на развитие нравственности, обычаев и традиций на родном языке и одновременным развитием научных знаний на многонациональном языке – русском. Именно этот принцип сочетания двух языков внутри каждого индивидуума является главным принципом будущего и гармонии общества. Истинно любить себя и свою национальность означает вести себя культурно и достойно, быть источником и примером любви, тем самым создавая собой такой совокупный образ своей национальности, о котором общество могло бы думать: эта национальность способна любить, уважать, созидать и т. д.

Принцип этой функции применим также в научной индукции: чтобы понять, что такое истина, сначала нужно посмотреть, осознать и почувствовать, что такое не истина – таким образом, перебирая не истины, научное знание приходит к истине. Поэтому наше общество должно быть благодарно им за такую необходимую негативную роль в становлении правового государства. И не нужно им мешать выполнять эту важную задачу. А казахская молодежь и аульчане сами выберут, на кого они хотят быть похожими, и с помощью каких языков им достигать научных знаний. Казахская интеллигенция является идеалом для своего народа, и только она может и должна повернуться лицом к своим корням – к аулу, показывая им пути развития и разъясняя, какими способами (языками) образованные люди соединяют внутри себя всеобщие объективные знания с родной национальной культурой. Казахской интеллигенции необходимо утвердить в обществе главный идеологический тезис: казахский и русский языки дополняют один другого в достижении раздельных целей и существуют не вопреки, а благодаря друг другу, выполняя разные функции в едином государстве.

Сейчас Правительство и Парламент, которые являются головой и примером для своего народа, даже не осознают того, что сами выставляют себя образцом лицемерия в глазах народа – вся коммуникация и управление происходят на русском языке, начиная от высших дипломатических встреч, дискуссий в Парламенте и до элементарных конференций, а сами государи официально признают государственным только казахский язык. Что мешало людям казахской национальности, которых в Правительстве 90%, начиная с 1997 года за 5 лет выучить казахский язык? Ведь практика жизни показывает, что английский язык в совершенстве можно выучить за 5 лет. Так значит, проблема заключается не во времени освоения казахского языка, а в его информационно-функциональных возможностях и качестве грамматики, которые неадекватны сложным современным наукам – менеджменту, юриспруденции и т.д. Помимо лицемерия, власть сама показывает всему народу свою неспособность понимать истину, а затем воплощать ее в своих решениях. И сейчас наши правители на интеллектуально-понятийном уровне путают, на каких функциях основано понятие "государственный язык", а на каких функциях основано понятие "национальный язык", а также при каких условиях и языковых качествах любой национальный язык способен становиться государственным. Деятельность главных опор и сфер государства – науки, образования, юриспруденции, банковской системы, правоохранительных органов, промышленности, военного комплекса, медицины, гражданской авиации и т.д. эффективно осуществляется на русском языке, и эта эффективность русского языка, прежде всего, служит качеству цивилизации казахского народа.

В завершении можно сделать прогноз: осознав необходимость, развитые умы и силы казахского народа все же лишат русский язык статуса непризнанного раба, на котором продержались главные сферы цивилизации все 10 лет независимости, и официально признают его государственным языком, т.е. официально и юридически равноправным и равноценным казахскому языку. Но истиной всегда останется то, что это решение будет принято не ради уважения и справедливости к русскоязычным национальностям, которые строили и создавали Казахстан – это решение будет принято ради блага и развития самих же казахов, т.е. ради эффективного функционирования наук, технического прогресса и образованности казахского народа. Так почему же молчит казахская интеллигенция?