Смекни!
smekni.com

Законность и ее принципы (стр. 1 из 5)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Общее право»

по теме: «Законность и ее принципы»

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ЗАКОННОСТИ

2.1 Принцип единства законности

2.2 Принцип верховенства закона

2.3 Гарантированность прав и свобод личности

2.4 Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

2.5 Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

ГЛАВА 3. Реализация принципов законности в условиях реформирования российского общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Становление российского правового государства предполагает последовательное проведение в жизнь принципов законности, выступающих в качестве важнейшей предпосылки осуществления демократических реформ, утверждения идеалов гуманизма, справедливости, формирования высокой политической и правовой культуры граждан, создания условий для надежной защиты и реализации прав и свобод личности.

Строгий режим законности способен приостановить действующие в стране разрушительные тенденции разгула преступности и правового нигилизма. Законность– эффективный инструмент проводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти и демократии. Особую роль она должна сыграть в условиях перехода к рынку, налаживания хозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике.

В данной курсовой работе была поставлена задача охарактеризовать следующие вопросы:

· определить понятие законности, описать ее роль и место в правовой системе;

· проанализировать основные принципы законности;

· описать современное состояние законности в РФ, наметить основные проблемы законности и вывести пути решения этих проблем.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права как совокупности правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Норма права– особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (негосударственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы– обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Норма права– признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права– критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело.

Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания, зафиксированные права и обязанности должны пройти через волю и сознание людей.

Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.

Правосознание предполагает:

осмысление и ощущение права;

оценку права;

осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

восприятие процесса и результатов реализации права;

соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит оттого, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.

Одной из внешних форм выражения права является закон.

Закон– это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Законы– первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;

они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;

законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность– это совокупность известных требований, предъявляемых ко всем субъектам в сфере правового регулирования.

По мнению проф. С.С. Алексеева, «это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства всех перед законом;

в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

г) независимого и эффективного правосудия;

д) эффективной работы всех правоохранительных органов»

В современной теории права законность неизменно трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых– в качестве ее особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений.[1]

В этой двойственности нет, однако, ничего противоречивого. В форме основополагающего принципа государственной и общественной жизни законность предстает в качестве фундаментальной идеи, основополагающей для демократии и правовой государственности. Именно она, эта идея, изначально заложена в основы конституционного строя современной России. При этом сама идея законности может содержать в себе и элементы, не получившие однозначного закрепления в структуре принципов конкретного режима законности.

В этой связи представляется весьма плодотворным подход В.В. Клочкова, который, характеризуя законность именно с позиций основополагающей идеи, выделяет при ее анализе особые требования законности. Под каждым из них понимается «основной элемент структуры законности, представляющий собой обусловленное потребностями развития общества, государства и права на определенном этапе их развития требование общества, государства и права к деятельности участников общественных отношений. В зависимости от их адресата, направленности и содержания требования законности можно подразделить на три основных вида: а) требования общества к государству, праву, регулированию общественных отношений; б) требования государства к праву и обществу; в) требования права к государству и обществу». Более того, В.В. Клочков полагает, с чем трудно не согласиться, что требования законности в трактовке ее основополагающей идеи представляют собой «вербальное выражение познанных закономерностей развития общества, государства и права. Данные закономерности имеют объективный характер, реализуются в процессе исторического развития независимо от воли и сознания людей и даже– вопреки им».[2]

В форме особого режима законность получает воплощение в целой системе предметных и более частных принципов, отличающих один режим законности от другого, а также в базирующейся на этих принципах совокупности специальных мер и (или) гарантий и выступающих в этой роли государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих действенность режима законности. Следует особо подчеркнуть, что использование в данном случае термина «режим» не случайно: им подчеркивается особый характер и известная жесткость применяемых здесь мер.

Если сама идея законности, по меньшей мере, в отношении современных демократических режимов, в целом едина (она зиждется на верховенстве Закона и гарантиях его неуклонного исполнения), то режимы законности в той или иной стране порой могут иметь, и в действительности имеют, существенные отличия. Последние обусловлены особенностями государственных и общественных институтов, а также традициями, лежащими в основе государственного и общественного строя. Это, например, тип правовой системы, особенности формы правления, конкретные формы разделения властей и государственного устройства, а также специфика государственных и негосударственных институтов, имеющих отношение к обеспечению законности, например судоустройства, негосударственных правоохранительных структур и др.