Смекни!
smekni.com

Защита авторских и смежных прав в Республике Казахстан (стр. 1 из 8)

Аннотация

Тема курсовой работы «Защита авторских и смежных прав». Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. Основная часть состоит из первого раздела, состоящего из трех подразделов, и второго раздела, также состоящего из трех подразделов.

Общий объем курсовой работы 33 страницы.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и содержание авторских и смежных прав

1.1. Понятие и виды авторских прав

1.2. Понятие и сущность смежных прав

1.3 Объекты и субъекты авторского права

2. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав

2.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

2.2. Формы защиты авторских и смежных прав

2.3. Способы защиты авторских и смежных прав

Заключение

Список используемых источников


Введение

Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой. В этой работе речь пойдёт об авторских и смежных с ними правах.

Однако сегодня авторские и смежные права часто нарушатся и нуждаются в усиленной защите. Поэтому цель данной работы – рассмотреть главные особенности авторских и смежных прав, а также изучить конкретные способы их защиты.

Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

Авторские права — совокупность правомочий автора (правообладателя), закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

В Казахстане, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Иначе говоря, для предоставления правовой охраны авторским правам не имеет принципиального значения назначение, содержание и достоинство произведения. Под назначением при этом понимаются цели создания произведения и будущий способ его использования (обучение, реализация с целью получения прибыли, личные мотивы и пр.); под содержанием и достоинствами - его различные отличительные свойства положительного характера. Законом охраняются в равной мере как произведения известных авторов, классиков, так и творения детей, молодых и начинающих авторов.

Помимо широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных).Произведение как результат творческой деятельности предполагает обладание признаками оригинальности и новизны. Каждая новая песня или книга не должны быть известны раньше слушателю или читателю, не должны абсолютно точно повторять другое произведение. Это и есть оригинальность.

В соответствии с требованиями законодательства не имеют значения различные способы и форма выражения произведения. Но само по себе такое выражение должно иметь место, то есть произведение должно быть выражено в объективной форме. Под таковой понимается существование произведения не только в виде творческого замысла, в мыслях и голове автора, а отдельно от него. Иные (кроме самого автора) лица должны иметь потенциальную возможность познакомиться с произведением. При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что, впрочем, не мешает защищать эти объекты, например по средствам патентного права.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко - или видеозаписи (например, механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) или любых других формах выражения.

Все объекты, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране.

10 июня 1996 года был принят закон Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах". Именно в это время завершилось формирование казахстанской системы норм, предусматривающих высокий уровень охраны прав авторов, полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений. Что явилось логическим продолжением изменения политики государства в отношении человека, его прав и свобод, признанных высшей ценностью.


1.Понятие и виды авторских и смежных прав

1.1 Понятие и виды авторских прав

Авторское право является составляющей частью права интеллектуальной собственности. Авторское право включает в себя непосредственно авторское право, а также смежные права .

Эта область права имеет обширную и долгую историю — с начала XX века проблемы авторского права активно изучались и обсуждались.

Закон РК устанавливает, что «авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей».[1] Однако для обеспечения доказательств авторства и осуществления защиты интеллектуальной собственности некоторыми государственными и не государственными организациями осуществляется регистрация интеллектуальной собственности.

В соответствии с п.1 ст. 6 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»от 10 июня 1996 года № 6-1 авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. [1]

П.2 ст. 6 Закона N 6-1 указывает на то, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. [1]

Основным вопросом авторов при создании и использовании произведений является вопрос об обеспечении или защите собственных авторских прав. Суть и цели коллективного управления имущественными авторскими правами лежат в основе создания и деятельности авторских обществ.

Авторские права — совокупность правомочий автора (правообладателя), закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

В настоящее время, в соответствии со статьёй 978 Гражданского Кодекса РК, к авторским правам относятся:

1) Исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

2) При использовании произведения автор вправе разрешить или запретить третьим лицам осуществлять следующие действия:

а) воспроизводить произведение;

б) публично показывать произведение;

в) публично исполнять произведение;

г) передавать произведение в эфир;

д) переводить произведение;

е) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение;

ж) осуществлять иные, не противоречащие законодательным актам действия.

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Произведение считается существующим с момента его фактического создания. Но, если автор желает вступить в авторское общество, это потребует заключения договора.

Права автора представляют собой совокупность имущественных и личных неимущественных прав (Согласно Закону Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»). При соавторстве права принадлежат каждому из авторов. [1]

1.2. Понятие и сущность смежных прав

Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related). Впервые на территории Республики Казахстан смежные права стали охраняться с введением Основ гражданского законодательства. Ст. 141 и 142 этого нормативного акта впервые признали, что артистам, режиссерам - постановщикам и дирижерам принадлежит право на имя, право на защиту постановки и исполнения от искажения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Запись исполнения, трансляции исполнения и иное использование могли производиться только с согласия исполнителя.[2] По сравнению с ранее действовавшим ГК КазССР это было прорывом в охране этих специфических, производных по своей сути прав. Дальнейшее развитие этого принципиального решения было сделано Законом об авторском праве и смежных правах.

Смежные права - исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики.[8] Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.