Смекни!
smekni.com

Литературный герой ПРИНЦ ГОМБУРГСКИЙ

ПРИНЦ ГОМБУРГСКИЙ (нем. Prinz von Homburg) - герой драмы Г.фон Клейста «Принц Фридрих Гомбургский» (1809-1810). П.Г. - историческое лицо, принц Фридрих II, ландграф Гессен-Гомбургский, живший во второй половине XVII века. Во время битвы при Фербеллине (167S), ставшей центральным событием пьесы, реальному принцу было сорок три года, он был солидным отцом семейства, к тому же после ранения ему пришлось ампутировать ногу, и в народе его называли «ландграф с серебряной ногой». У Клейста П.Г. - юноша, мечтатель и поэт, визионер, склонный к лунатизму, романтически влюбленный в принцессу Наталью Оранскую. Волею судьбы П.Г. должен стать во главе войска, сражающегося со шведами. На поле боя он выступает с отрядом в нарушение приказа, не дождавшись сигнала, - и одерживает победу. П.Г. славят как победителя, но курфюрст Бран-денбургский заключает его в тюрьму как преступника, не исполнившего приказ. Сначала П.Г. не верит, что осужден всерьез и что его ожидает смертная казнь; он считает, что курфюрст не может «таить в груди такие бессердечные решения». Но события разворачиваются по-иному: П.Г. действительно приговорен и назавтра должна состояться казнь. Потрясенный П.Г. теряет самообладание, бунтует, но потом смиряется. Перелом, который совершается в нем, психологически не мотивирован, что отчасти свойственно романтической драматургии: в герое пробуждается сознание своей вины и убеждение в необходимости соблюдения воинской дисциплины. А раз так, то он заслуживает самого жестокого наказания и осудивший его на смерть курфюрст прав. В истории П.Г. заметны отголоски мотивов «романа воспитания». Когда курфюрст узнает, что принц признал свою вину и освободился от страха смерти, то объявляет о помиловании, а в финале принцесса Наталья увенчивает П.Г. венком победителя. В заключительной сцене П.Г. предстает национальным героем, славословия ему сливаются с ликующими криками во славу Пруссии и Бранденбурга. Пьеса Клейста и образ П.Г. с момента появления вызывали к себе полемическое, а то и непримиримое отношение: в перевоспитании принца видели апофеоз прусского милитаризма. По-настоящему поняли пьесу только в XX столетии, после второй мировой войны. Первал удавшаяся постановка появилась не в Германии, а во Франции, когда в 1947 году Жерар Филип сыграл роль П.Г. на Авиньонском фестивале. В 1972 году пьесу поставил немецкий режиссер Петер Штайн: П.Г. в исполнении Бруно Ганца был жертвой несправедливого мира, его судьба впрямую сопоставлялась с судьбой самого Клейста, тоже загубленного жизнью. В финале П.Г. умирал, не дождавшись прощения, так и не признав себя виновным.

Лит.: Ellis J.M. Kleist’s «Prinz Friedrich von Homburg». Berkeley, 1970; Gearey J. Charackter and idea in «Prinz von Homburg» // The Germanic revue, 1967, № 42.