Смекни!
smekni.com

Куприн а. и. - Поэзия и трагичность любви.

Куприн а. и. - Поэзия и трагичность любви.

Любовь – одно из самых светлых и прекрасных
человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – это темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Тема любви занимает одно из главных мест и в произведениях Александра Ивановича Куприна. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии свих
героев он пишет о любви. Писатель обращается к разным эпохам, изображает непохожих героев, принадлежащих к различным слоям общества, но всех их объединяет любовь, благородная, самоотверженная, преданная, готовая к самопожертвованию. Именно такая любовь показана в лучших, на мой взгляд, произведениях Куприна: «Олеся» и «Гранатовый браслет».Любовь позволяет героям проявлять лучшие человеческие качества: душевную чистоту, доброту, способность пожертвовать собой ради любимого человека, но у Куприна она часто имеет трагический оттенок, потому что его герои, как правило, находятся на разных ступенях социальной лестницы. Любить сильно, страстно способны скорее люди не испорченные цивилизацией, близкие к природе, такие, как Олеся. Моим любимым произведением Куприна является повесть «Олеся» – печальная поэтическая история любви «полесской колдуньи»
Олеси и «доброго, но только слабого» городского интеллигента Ивана Тимофеевича. Олеся живет вдали от людей в лесной избушке. Душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение соединяются в ней с детской наивностью и непрактичностью. Иван Тимофеевич случайно встречает Олесю в лесной глуши. Его поражает необычная красота
девушки. Она не похожа на других, в ней есть что-то колдовское, Олеся как бы является частичкой дикой и прекрасной природы Полесья. Образованный барин и лесная колдунью полюбили друг друга, но в их любви с самого начала чувствуется обреченность, она не может иметь счастливого конца: слишком большая пропасть разделяет их.
Олеся обладает даром предвидения и чувствует, что любовь эта принесет ей несчастье, но ради любимого человека готова пожертвовать даже жизнью. Для Ивана Тимофеевича предрассудки оказались сильнее любви. По его настоянию Олеся идет в церковь, хотя понимает, что это может стоить ей жизни. Пройдя через унижение и издевательства,
избитая до полусмерти жителями деревни, девушка решает навсегда покинуть свой дом. Она сделала это не потому, что испугалась мести крестьян. Олеся поняла несбыточность своей мечты, поняла, что ее любовь не принесет счастья любимому человеку. Любовь до самопожертвования, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема эта
расцветает в волнующем, мастерски написанном «Гранатовом браслете». Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи». Куприн наделяет им бедного мелкого чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Николаевне, замужней женщине, занимающей высокое
положение в обществе, безответна, но она способна возвысить и окрылить маленького человека. Его наивные и трогательные письма, полные обожания, становятся предметом насмешек мужа Веры Николаевны и его брата. Княгиня Вера чувствует, что встретилась с истинной (святой) любовью, которая бывает очень редко. Дед ее говорит пророческие слова: «… может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Желтков дарит Вере ко дню именин самую дорогую для него вещь – гранатовый браслет. Его носила «покойная матушка» Желткова, и по старинному преданию браслет охраняет женщину от смерти. Этот подарок становится причиной трагической развязки – самоубийства Желткова. Но ничто, даже смерть, не может победить его любовь. Он принимает свое чувство, как божий дар: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Эти слова Желтков пишет в своем предсмертном письме. Он уходит из жизни с великой любовью в сердце, говоря любимой: «Да святится имя Твое».Куприн написал свои замечательные произведения в начале века. Романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей противостояло в них циничному глумлению над чувствами, живописанию разврата, который под видом освобождения от мещанских условностей проповедовался в те годы. Наш мир так не похож на тот, в котором жил писатель. Прекрасные чувства, на которые были способны герои Куприна, стали большой редкостью. Но, может быть, кому-нибудь из нас выпадет великое счастье встретиться с такой же любовью, как в прекрасных, трогательных историях, рассказанных талантливым русским писателем Александром Ивановичем Куприным, с любовью, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».