Смекни!
smekni.com

Прочее - Прогресс русского общества.

Лучшие годы жизни (1823-1831) Пушкин отдал созданию своего стихотворного романа "Евгений Онегин". В нем перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Почему главным героем романа стал дворянин? Виссарион Григорьевич Белинский так объяснял это: "П-н любил сословие, к которому принадлежал сам". И в романе он "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общества". Именно в то время дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился "прогресс русского общества". Думаю, что прогресс общества связан с развитием культуры, духовного мира людей, что выражается в их поведении, чувствах, взаимоотношениях, уровне образованности, просвещенности, круге их интересов. Как это все отразилось в романе А-ра С-ча П-на? Конечно, главное место в романе отведено Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Именно в них, как писал В. Г. Белинский, "отразилось русское общество в один из важнейших моментов своего развития". Главные герои романа, принадлежащие к одному сословию, несут разную смысловую нагрузку. Евгений Онегин - блестящий столичный аристократ, "наследник всех своих родных". Он предстает перед читателем уже в первой главе романа. Герой родился "на брегах Невы", его воспитание и образование типично для дворян того времени: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… Русская аристократия XIX века - это особый тип личности. Весь стиль ее жизни, манеры поведения, даже внешний вид несли на себе отпечаток определенной культурной традиции и духовных ценностей дворянского общества. П-н не случайно говорит о герое: "Второй Чадаев, мой Евгений". Прототипом Онегина многие считали Чаадаева, который был известен не только свободолюбием, независимостью суждений и щепетильностью в вопросах чести, но и утонченным аристократичес-ким вкусом и щегольством в одежде. Оппозиционность такого поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности и изящного наслаждения, личной независимости и политического вольнодумства образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе Онегина. В этом выразился, по-моему, "прогресс русского общества". Но русское дворянство послепетров-ской эпохи сознательно ориентировалось на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета. Особенно ярко это проявлялось в том, что Ленский и Онегин увлечены именно западной литературой и философией. Национальные традиции, обычаи, все, что отражает исконно русское в романе, связано исключительно с Татьяной. Она во многом была похожа на других девушек ее круга: "верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям", ее "тревожили приметы". П-н подчеркивает, как Татьяна любила русскую природу, особенно зиму с ее катаниями на санях. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье Лариных, и создали "русскую жизнь" Татьяны. Она, по-моему, являлась музой и вторым "я" поэта. Но главного героя романа П-н называет своим "добрым … приятелем" и пишет о нем так: Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Все это свидетельствует об истинном масштабе личности Евгения Онегина, о его принадлежности к "героям времени", остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованность, мучительно решав-шим проблему выбора жизненного пути. Поступки героя, его поведение является своеобразным "отражением" в зеркале культуры дворян того времени. С этой точки зрения интересны реформы Онегина, отношения с Татьяной Лариной и дуэль с Ленским. Приехав в поместье хозяином "заводов, вод, лесов, земель", Евгений стал богатым помещиком. В духе передовых дворян того времени и интереса к политической экономии Адама Смита "ярем он барщины старинной оброком легким заменил". Онегин, как и декабристы, считал своим долгом культурно и экономически грамотно вести свое хозяйство. Декабристы полагали, что оброк не только более легкая форма крепостной зависимости, но и путь к освобождению крестьян. Общество же перевод крепостных на оброк воспринимало как меру либеральную и даже вольнодумную. Именно так оценили "реформу" Онегина его соседи-помещики: Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак. Поэтому в деревне Евгений остался один, пока не познакомился с Владимиром Ленским, совершенно другим человеком, настоящим романтиком, не только совсем не знающим жизни, но и не стремящийся узнать ее. Изучение действительности ему заменяет непоколебимая вера в романтические идеалы: вечную любовь, высокую, бескорыстную дружбу. Когда он встречает в жизни противоречия своим идеалам, он приходит в уныние, в отчаяние, изливает свои чувства, свое "разочарование" в элегических стихах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Ленский обладал как раз теми качествами, которых не было у Евгения. "Онегину все было ново", и он быстро подружился с юным поэтом-романтиком. К сожалению, эта дружба закончилась трагедией - гибелью Ленского на дуэли. Потрясение, вызванное невольным убийством, приводит Онегина к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, "где окровавленная тень ему являлась каждый день", он отправляется в странствия по России, оставив деревню и петербургский свет. Евгений ищет в путешествии не просто новых впечатлений, но и нового смысла жизни. Таким образом, Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина являются для П-на теми персонажами, опираясь на которых, он построил концепцию "мыслящего человека эпохи". Но каждый из них несет свою смысловую нагрузку. Евгений Онегин олицетворяет собой чистый разум, он ищет смысл жизни, самого себя. Ленский живет эмоциональной жизнью, и только Татьяна Ларина является натурой цельной и гармоничной, объединяющей в себе и чувства, и разум. Соединив в романе судьбы Онегина, Ленского и Татьяны, таких разных, не похожих друг на друга, автор смог дать обобщенный портрет русских дворян начала XIX века, в котором выразился "прогресс русского общества".