Смекни!
smekni.com

Жуковский в. а. - Герои и сюжеты баллады в. а. жуковского светлана (стр. 1 из 2)

«Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», - так сказал о Жуковском А.С. Пушкин, который, считая себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. Творчество Жуковского отличается особым вниманием к человеку, к его душевным переживаниям, признанием его высоких чувств. Неоспоримым достоинством поэзии Жуковского является умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту человека, его неразрывную связь с природой.
Большую известность принесли поэту его баллады, в которых звучат мотивы «тайны» и «вечности».
«Светлана» - одна из лучших баллад Жуковского. Основа сюжета данного произведения – гадание девушек:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
Удивительно точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Как видим, в балладе отразились народные предания, обычаи, здесь нашли свое отражение и обрядовая песня: гадания, приметы, подблюдные и свадебные песни; и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.
Фантастические события, происходящие в поэме, - явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца – отражают борьбу добра и зла. Доброе начало в балладах Жуковского - это высшие силы. В «Светлане» они персонифицированы в образе голубка:
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
«Поэзия ужасного», характерная для многих баллад, связана со злым началом: наводящие ужас пришельцы с того света, мертвецы.
Действие в произведении разворачивается в полночь. Нагнетанию ужаса способствуют традиционные балладные образы: луна, черный ворон, черный гроб, саван.
Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас. Но Светлана демонстрирует неизменность веры:
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель!
И вмешательство добрых сил представляется наградой за верность творцу:
Глядь, Светлана,… О, творец!
Милый друг ее – мертвец!
Ах! … и пробудилась.
Дума, на которую наводит нас баллада – проповедь фатализма:
Лучший друг наш в жизни сей –
Вера в провиденье.
Однако мажорный лад, несвойственный обычно балладе и делающий «Светлану» исключением из правил, утверждает возможность радости и счастья:
Здесь несчастье – лживый сон,
Счастье – пробужденье.
Итак, основой сюжета является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады. В произведении нам представлена антитеза – противопоставление добрых сил злым, сна – действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят Светлану загадать «в чистом зеркала стекле». Дале мы видим следующую картину:
Кто-то стукнул, слышит:
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Грань между явью и сном стерта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.
Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил – явление мертвого жениха – оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья:
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…


Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
Как уже говорилось выше, в балладе «Светлана» отразились народные предания. Поэтому кольцевая рифма произведения, его ритм, легкий и энергичный размер – хорей, музыкальность стиха – все это напоминает песенные мотивы. Еще надо добавить, что баллада «Светлана» появилась во время Отечественной войны 1812 года, и воспринималась она как подлинно народное, русское произведение. Оно вызвало огромный восторг читателей, искавших в поэзии изображение русской национальной жизни.




Творчество В.А.Жуковского открыло русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Великий поэт и переводчик сочинил множество элегий, посланий, романсов, баллад и эпических произведений. Особую известность принесли поэту баллады. Именно этот жанр он ввел в русскую поэзию. У Жуковского встречаются три вида баллад – «русские», «античные» и «средневековые». Название «русские» баллады условно, потому что Жуковский переделывал на национальный лад зарубежную средневековую балладу.

«Светлана» - самое знаменитое произведение Жуковского это перевод-переложение баллады немецкого поэта Бюргера «Леонора». Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини. Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения «вырывается» из реальности (гадания девушек в «крещенский вечерок») в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела. Дорога в лес, во власть ночи – это дорога от жизни к смерти. Однако Светлана не умирает, и ее жених не погибает, а возвращается после долгой разлуки. В балладе счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Такая концовка напоминает русскую народную сказку.

Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера – верностью, чуткостью, кротостью, простотой. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви, но нелегкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждет его. Она способна на глубокое чувство:
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…

Девушка грустит и тоскует в разлуке с любимым. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна:
Как могу подружки петь?
Милый друг далёко…

Мир народной культуры оказал влияние на духовное развитие Светланы. Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений.

Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу. Имя главной героини образовано о слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет», который проник в ее чистую душу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел утешитель.

В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:
Пред иконой пала в прах.
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Такой же верой обладает и его героиня. Она не ропщет на Провидение, а робко спрашивает:
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?

Своеобразный сказочный «двойник» героини – «белоснежный голубок». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, «с светлыми глазами». Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Он хранит Светлану. Спасает ее от мертвеца:
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

«Голубок» - ласковое, нежное название. Это символ любви. Любовь спасает Светлану, а о голубке автор говорит с нарастающей нежностью: «но не спит голубочек белый». Добро противостоит злу и побеждает его:
Встрепенулся, развернул
Легкие он крылы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…

Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр. Возлюбленный девушки способен на всепоглощающее чувство:
… все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.

Повтор в этих строках подчеркивает главные качества, которые ценит автор в своих героях – веру и верность.

В балладе «Светлана» побеждает добро, торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский раскрыл в своем произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней «душа – как ясный день…»

Героиня стала одним из самых любимых персонажей русской литературы. Как Лиза из повести Н.М.Карамзина, как Татьяна Ларина из романа А.С.Пушкина.

Данное сочинение было написано преподавателями и было включено в «шпаргалку-2003 от BOBYCH.SPB.RU» для выпускного экзаменапо литературе.
Баллада - это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического характера.Наиболее известной балладой Жуковского является баллада “Светлана”, над которой поэт работал в 1808-1812 г.В качестве свадебного подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой. Стремление авторавосполнить национальную русскую тем в поэзии увенчалось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русскогонационального стиля: зима, колокольчик икона. Избушка. Использовал стиль народного сказочного повествования,зачин: “Раз в крещенский вечерок” Здесь фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях:“чистая война”, “перстень золотой”, “серые изумруды”. Отображена и этнографическая сторона народного быта:праздник Крещения с его обрядами. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женскоготипа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность. Далее в балладу входит и лирическая тема, связаннаяс тоской по милому другу. Потом идет описание приготовления к будущей свадьбе. Приведены подлинные тексты гадальнойпесни в обработанном виде, с обращением к мифологическому кузнецу. Приготовление к свадьбе со “златым кольцом”,которым предстоит обручится невесте у “святого налоя”. Здесь намеренно в одной фразе повторяется “венец венчаться”,относящихся к самому обряду. Это эпическое начало разрушается своим ответом и погружает нас в лирическую грусть.Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он опятьпризывает ехать девушку к венчанию. Но уже во время путешествия “сердце вещее” внушает Светлане тревогу. Онаудивлена и настроена долгим молчанием жениха. И в храме встречает их гроб, и происходит не венчание, а обрядотпевания. Однако почему-то кони проносят молодых мимо храма, а потом из-за поднявшейся метели они свернули кодинокой хижине, где жених внезапно исчезает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит. Покойник оживает,но он не в состоянии причинить ей вреда. Её спасает молитва перед иконой Спаса. Картина свадьбы сменилась романтическимпейзажем: гроб с оживающим покойником, белым голубем, символизирующий бога. Мертвец, как ожидалось с самогоначала баллады, оказался возлюбленным Светланы, а происходящие оказалось в финале сном. Мораль баллады в том,что вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь Светлану с собой в потусторонний мир. И вотлирический эпилог поэмы, возвышающий героиню. В эпилоге лирический пейзаж - ручеёк, луг. Заключительные стихираскрывают смысл её имени. Сюжет баллады драматичен, это поддерживается чередованием эпических и лирических мест.Главная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.