Смекни!
smekni.com

Интеллектуальная собственность (стр. 4 из 5)

Существенно связанны с интеллектуальной собственностью патентные права, и я считаю важным аспектом вопроса данного параграфа с правонарушениями в этой области.

Нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа или иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобретение, введение в хозяйственный оборот продукта, изготовленного способом, охраняемым патентом, а также использование такого способа[13].

Любое физическое или юридическое лицо, использующее изобретение с нарушением приведенных выше правил, считается нарушителем патента. В Патентном законе РФ контрафакцией признается любое использование объекта интеллектуальной собственности с нарушением закона, регулирующего вопросы использования конкретного объекта интеллектуальной собственности.

По требованию патентообладателя нарушение патента должно быть прекращено, а нарушитель обязан возместить патентообладателю убытки в соответствии с законами РФ.

3.2 Защита интеллектуальной собственности и перспектива ее развития

Нарушения в сфере интеллектуального права нередки на сегодняшний день, это очень прибыльный источник дохода для лиц, преступающих закон. В этом параграфе я бы хотел рассмотреть способы ее защиты, как в теории, так и на практике.

Начать я бы хотел с гражданской, административной и уголовной ответственности за нарушение авторских прав.В соответствии с п. 1 ст. 48 Закона «Об авторском праве и смежных правах» за нарушение предусмотренных этим Законом авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность, установленная законодательством Российской Федерации.Меры гражданско-правовой ответственности установлены в разделе 5 вышеуказанного закона.

Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1)признания прав;

2)восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3)возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4)взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

5)выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

6)принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией[14].

Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Вместе с тем случаются в судебной практике случаются казусы, когда суды даже не могут определиться к какой юрисдикции относить дела о нарушениях в сфере интеллектуальной собственности. Примером этому может послужить извлечение из Определения Президиума Верховного Суда РФ от 21.04.2004 г. № 90пв03. В данном деле некий Б. обратился в суд с иском к ОАО "Научно-исследовательский институт нетканых материалов" о взыскании 275 тыс. рублей в связи с неисполнением ответчиком договора простого товарищества от 3 сентября 1998 г. "Об условиях использования объектов промышленной собственности: товарного знака и полезной модели на "Нетканый объемный теплоизоляционный материал". Судья отказал в принятии искового заявления, аргументируя решение п. 7 ст. 129 ГПК РСФСРсо ссылкой на то, что данный спор по своему характеру является экономическим и в соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ подлежит рассмотрению в арбитражном суде.Б. не обжаловал определение судьи и обратился с аналогичным иском в арбитражный суд. Арбитражный суд по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФпроизводство по делу прекратил, указав, что заявитель не является индивидуальным предпринимателем, спор возник из гражданских правоотношений и не относится к подведомственности арбитражных судов.Б. повторно обратился с таким же исковым заявлением в городской суд но получил отказна основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ в связи с "неподсудностью дела данному суду" со ссылкой на ч. 1 ст. 27 АПК РФ и ч. 3 ст. 22 ГПК РФ. Таким образом, по делу возникла проблема, связанная с разграничением подведомственности дел между судами обшей юрисдикции и арбитражными судами, решаемая судами по-разному. Последовало обращение вВерховный Суд РФ, который отменил определение городского суда на основании того, что Патентный закон РФне содержит указаний о рассмотрении споров о защите прав патентообладателей, авторов изобретения, полезной модели, промышленного образцаарбитражными судами (ст. 31 Закона "Рассмотрение споров в судебном порядке"), следовательно, и по правилам о специальной подведомственности указанные в статье споры к подведомственности арбитражных судов не отнесены[15].

Несмотря на подобные случаи, защита прав в сфере интеллектуальной собственности в РФ вполне соответствует международному уровню. Доказательством тому приведу извлечение из решения Арбитражного Суда г. Москвы иску Корпорации Майкрософт к ОАО КБ "Петро-Аэро-Банк" о взысканиикомпенсации за нарушение ст. 16, 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"[16]. Из материалов дела следует, что истец является обладателем исключительных авторских прав на программы для ЭВМ MicrosoftWindows 95, MicrosoftWindows 98, MicrosoftOffice 97. Регистрация указанных произведений осуществлена согласно закону США об авторском праве в Агентстве по авторским правам США.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ от 09.07.93 "Об авторском праве и смежных правах" произведениям, созданным в США, предоставляется такой же режим охраны, как и российским объектам авторского права, поскольку РФ и США являются участниками Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Ответчик незаконно осуществлял использование указанных выше программных продуктов, что подтверждено постановлением компетентного органа, документального подтверждения обоснованного использования указанных выше программ ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах нарушение авторского права истца, охраняемого Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", допущенное ответчиком, подтверждено материалами дела.

Руководствуясь подп. 5 п. 1 ст. 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", ст. 53, 54, 60, 95, 119, 124-128 АПК РФ, суд решил: взыскать с ОАО КБ "Петро-Аэро-Банк" в пользу Корпорации "Майкрософт" компенсацию и судебные расходы.

Урегулирование правовой охраны интеллектуальной собственности, в законодательстве еще далеко от завершения. Подготовлен проект предполагающий дополнение ГК двумя новыми главами. Одна глава должна быть помещена в подразделе 3 «Объекты гражданских прав» раздела I «Общие положения», вторая в раздел IV «Отдельные виды обязательств». При этом первая новая глава будет посвящена исключительным правам на объекты интеллектуальной собственности, а вторая – договорам, заключаемым относительно права на объекты интеллектуальной собственности[17].

Это совершенно иной подход к включению в структуру ГК вопросов интеллектуальной собственности. Разумеется, он не бесспорен. В частности, по мнению профессора Э.П. Гаврилова, общие вопросы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (кроме вопросов, касающихся договоров) следовало бы урегулировать в новом разделе ГК, который должен быть помещен за разделом II «Право собственности и другие вещные права»[18].

В России по разным причинам ГК пока не включает развернутого регулирования вопросов интеллектуальной собственности. В каком объеме такое регулирование должно быть включено в ГК – вопрос юридической техники, не имеющий принципиального значения. Намного важнее – включить интеллектуальную собственность в структуру гражданского права, подчинить нормы, регулирующие правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, его общим положениям и принципам.


Заключение

Хочется подвести итог представленной мною курсовой работы и сказать, что, несмотря на небольшое отражение интеллектуальной собственности в Гражданском Кодексе, данная сфера права достаточно отражена в законах, вполне успешно проводятся судебные дела, в перспективе предположено внесение дополнений в ГК, и я хочу сказать – у интеллектуального права в России есть будущее, потому как с каждым днем объекты исключительных прав занимают все большее место в жизни общества, а в месте с этим возникает все большая потребность регулирования отношений с ними связанных.


Библиография

1. Конституция РФ

2. Гражданский Кодекс РФ