Смекни!
smekni.com

Информация как объект гражданских прав (стр. 1 из 3)

Зверева Елена Арсеньевна, судья Арбитражного суда г. Москвы, председатель судебного состава этого суда. Кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву.

Родилась 26 января 1958 г. в Москве. Окончила ВЗЮИ. С 1975 г. работает в Арбитражном суде г. Москвы.

Награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Автор ряда статей в юридических журналах и книги "Ответственность предпринимателя за нарушение договорных обязательств".

Статья 128 ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.

Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских прав, отличного от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ.

Этот факт не всегда получает адекватное отражение в специальной литературе и правотворчестве. Точка зрения о том, что информация может в определенном отношении рассматриваться как объект права собственности, высказывается с большей или меньшей категоричностью рядом специалистов. Как правило, она вытекает из отрицания необходимости строгого разграничения между такими понятиями, как информация, с одной стороны, и информационные ресурсы, с другой стороны.

Указанная точка зрения находит свое выражение и в правовых актах. Так, например, в п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" информационные ресурсы г. Москвы определяются как "информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы". Тем самым информация, во-первых, отождествлена с информационными ресурсами (в связи с чем утрачивает смысл формулировка "независимо от способа ее представления, хранения или организации"), во-вторых, отнесена к объектам права собственности. Между тем, по смыслу ст. 209 ГК РФ, объектом собственности может быть только имущество, к каковому информация, в соответствии с перечнем видов объектов гражданских прав, данным в ст. 128 ГК РФ, не относится.

Согласно дефинициям ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация - это "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (абз. 2); информационные ресурсы - это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" (абз. 7). На первый взгляд здесь информация не отождествляется с информационными ресурсами, которые определяются как документы в составе информационных систем. Однако, вводя в этой же статье Федерального закона понятие "документированная информация", связывающее два предыдущих понятия, законодатель отождествляет его с понятием "документ": "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (абз. 4), - тем самым фактически становясь на позицию отнесения информации (по крайней мере, в той ее части, которая представлена в виде документов) к объектам имущественных прав. Следовательно, определяя собственника информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения как субъекта, в полном объеме реализующего полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами (абз. 11), законодатель фактически признает за ним право собственности на информацию.

Такая позиция не согласуется не только с концепцией информации как особого объекта гражданских прав, выраженной в ст. 128 ГК РФ, но и с объективными свойствами информации, присущими ей в силу ее природы, а также с обычным словоупотреблением.

Обобщая результаты научных исследований информации, можно выделить следующие сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования и функционирования:

системный характер информации, проявляющийся в том, что информация выступает средством системной организации материи, а кроме того, и сама предполагает системную организацию;

субстанциональная несамостоятельность информации, проявляющаяся в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя;

преемственность информации, связанная с ее субстанциональной несамостоятельностью и проявляющаяся в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательный характер, что обеспечивает преемственность состояний, как на физическом, так и на информационном уровне;

неисчерпаемость информации, проявляющаяся в том, что информация при передаче информации от одного носителя к другому может остаться на первом носителе, иными словами, ее количество не уменьшается в результате использования. Вследствие этого информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной;

трансформируемость информации, т.е. возможность передавать одно и то же содержание в разной форме;

универсальность информации, проявляющаяся в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности;

релевантность информации, понимаемая как комплексное качество, характеризующее степень соответствия информации потребностям системы.

В социальных системах перечисленные основные свойства информации принимают более сложные формы, чем в физических и биологических системах, что обусловлено принципиально новым уровнем сложности самих социальных систем, к каковым относятся социальные группы, отдельные человеческие индивиды как члены этих групп, а также коллективы, организации и общество в целом.

Будучи одним из субстанциальных свойств, атрибутов материи, наряду с временем и пространством, информация по самой своей природе не может быть отнесена к имуществу и соответственно не может быть объектом имущественных правоотношений.

Смысл включения информации в перечень объектов гражданских прав раскрывает ст. 139 ГК РФ, предусматривающая защиту служебной и коммерческой тайны. Законодатель не определяет содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень, поэтому к коммерческой тайне могут быть отнесены любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но также в торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других законов, в частности Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с последующими изм.) (ст. 10, 15), Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с последующими изм.) (ст. 40, 47, 58).

В части 1 ст. 139 ГК РФ перечислены условия отнесения информации к служебной или коммерческой тайне: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. По смыслу этой нормы ясно, что первые из двух перечисленных в ней признаков должны быть соединены разделительным союзом "или". Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя это и не исключено).

Таким образом, гражданско-правовой смысл понятий коммерческой и служебной тайны различен, что не мешает объединить их в родовое понятие конфиденциальной информации, которое помимо них охватывает и некоторые другие виды информации, отличные как от коммерческой, так и от служебной тайны (примером такой информации может служить личная или семейная тайна). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 и включает 6 видов информации, различающейся по своему предметному содержанию. Это: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Исключения из общей нормы ст. 149 ГК РФ устанавливаются законом или иным правовым актом. Так, Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" к ним, в частности, отнесены: сведения, содержащиеся в учредительных документах хозяйственных обществ; сведения по установленным нормам отчетности о планово-хозяйственной деятельности; сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов, нарушения антимонопольного законодательства, и др. Предприятия и предприниматели обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.