Смекни!
smekni.com

Литературный герой КЛИТЕМЕСТРА

КЛИТЕМЕСТРА - центральный персонаж трилогии Эсхила «Орестея» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (ок. 415 до н.э.), трагедии Еврипида «Электра» (413 до н.э.), трагедии Сенеки «Агамемнон» (ок. 60 н.э.). Уже в «Одиссее» кратко пересказывается содержание древних, не дошедших до нас эпических песен, согласно которым К. во время похода ахейцев на Трою изменила своему мужу Агамемнону с Эгисфом, который после возвращения Агамемнона убил его. В первой трагедии трилогии Эсхила - «Агамемнон» - К. характеризуется как женщина с мужской душой, твердой рукой правящая в Аргосе, пока муж отсутствует. Перед лицом хора аргос-ских старцев, которому хорошо известно истинное положение вещей, она беззастенчиво произносит заверения в своей преданности Агамемнону и говорит о тоске по мужу. Готовясь злодейски убить его, она отправляет к Фокиду их сына Ореста. Когда Агамемнон прибывает в Аргос, К. льстиво убеждает его войти во дворец по пурпурным коврам, надеясь, что таким дерзким поступком Агамемнон навлечет на себя неприязнь богов. Лживыми заверениями она заманивает во дворец и привезенную Агамемномом наложницу Кассандру, дочь царя Приама. К. собственноручно убивает секирой Агамемнона в ванне, опутав его, как сетью, покрывалом, а затем расправляется с Кассандрой. Выйдя из дворца, она по- хваляется совершенным убийством. Свое зло- 203 деяние она объясняет желанием покарать Агамемнона за гибель принесенной им в жертву Артемиде их дочери Ифигении и объявляет себя демоном-мстителем. Но когда в финале хор и Эгисф с его стражей уже готовы вступить в схватку, К. убеждает их разойтись без дальнейшего кровопролития. Агамемнона К. хоронит, расчленив его тело на четыре части. В трагедии «Хоэфоры» изображается, как по прошествии многих лет К. видит во сне, что она родила змея, и, так как гадатели объясняют этот сон гневом Агамемнона, посылает свою дочь Электру и рабынь, составляющих хор, с умилостивительными возлияниями на могилу Агамемнона. Услышав от вернувшегося с целью мщения и не назвавшего себя Ореста ложную весть о его гибели, К. выражает притворную скорбь (в «Электре» Софокла К. даже не скрывает чувства облегчения). Когда Орест, сначала убив Эгисфа, объявляет К. о своем намерении покарать ее за убийство Агамемнона, К. умоляет его о пощаде и угрожает ему преследованием эриний - богинь мстительниц, но Орест неумолим и закалывает ее за сценой. Когда Орест в трагедии «Евмени-ды» отправляется по указанию Аполлона в Афины за окончательным оправданием, тень К., явившись из преисподней, будит усыпленных Аполлоном эриний, побуждая их и дальше преследовать Ореста. Только в трагедии Еврипида «Электра» К. незадолго до гибели выражает сожаление по поводу совершенного ею злодеяния. В трагедии Сенеки «Агамемнон» К. колеблется перед убийством и делится своими переживаниями с Эгисфом, которого презирает, но все-таки убивает Агамемнона.

Лит.: Ярко В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; During J. Klytaimestra. A study of the development of a literary motif. Eranos, 1943. P. 91-123; Conacher D.J. Aeschylus’ Oresteia: A literary commentary. Toronto, 1987.