Смекни!
smekni.com

Использование криминалистической фотографии при производстве отдельных следственных действий (стр. 1 из 6)

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Использование криминалистической фотографии при производстве отдельных следственных действий"

Оглавление

Введение

1. История возникновения фотографии

2. Понятие и система криминалистической фотографии

3. Методы запечатлевающей фотографии

4. Особенности применения фотографии при проведении следственных действий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатленные объекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме, чем это позволяет их словесное описание в протоколе следственного действия.

Фотография служит одним из методов фиксации и исследования материальных признаков преступлений. Для этого применяются и другие методы, в частности следы преступления фиксируются в протоколах следственных действий, а также посредством зарисовок, составления планов, схем и чертежей. Однако эти методы не всегда могут обеспечить надлежащую точность отображения признаков. Поэтому наряду с ними применяется фотография, дающая более полное, наглядное представление о ряде признаков фиксируемых объектов. Достоинством фотографии является высокая точность и наглядность запечатления.

Большое значение фотографического метода исследования определяется тем, что он позволяет увидеть детали объектов, не воспринимаемые невооруженным глазом человека. Фотография успешно применяется при расследовании преступлений всех видов, при выполнении самых разнообразных следственных действий - осмотров, обысков, следственных экспериментов и т.д.

Большой вклад в становление и развитие судебной фотографии внесли такие крупные ученые-криминалисты, как Н.Д. Вороновский, Н.В. Терзиев, профессор С.М. Потапов, Н.А. Селиванов, А.А. Эйсман, А.В. Дулов и др.

1. История возникновения фотографии

В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотография. С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач. Слово фотография происходит от двух греческих слов: "фотос" - свет и "графо" - пишу.

Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых.

Первая фотокамера (камера-Обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Ньепс, Луи-Жак Манде Дагерр.

Впервые фотографическое изображение было получено в 1826г. французом Ньепсом, которому удалось закрепить оптическое изображение с помощью пластинки, покрытой слоем светочувствительного асфальтового лака[1].

Л.М. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ж.Н. Ньепсом, получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр использовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать снимки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа приготовления светочувствительной бумаги.

В 1835 г. Талболт пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возможность тиражирования отпечатков.

Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро проникла в другие страны. В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в целях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В. Болдырев предложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак". С.А. Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций. И. И. Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л. Левицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ наводки на резкость находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено использование при съемке в неблагоприятных условиях электрической дуги. Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф. Буринский[2].

В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних писем. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот 14 века. На сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исторического значения этой работы, Российская Академия наук удостоила Е.Ф. Буринского премии имени М.В. Ломоносова "за метод исследования, равный значению микроскопа".

В 70-х г. г. позапрошлого века предпринимаются попытки использовать фотографию для целей регистрации и расследования преступлений. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г). Затем сообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабатываются специальные способы и аппаратура для фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А. Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналетической и измерительной фотосъемки.

Наряду с использованием фотографии в розыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и плодотворно работал Е.Ф. Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургском окружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е.Ф. Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России. Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф. Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф. Буринский считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнения всеми.

2. Понятие и система криминалистической фотографии

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью была книга С.М. Потапова "Судебная фотография", в которой он дал определение криминалистической фотографии как системы "научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала"[3].

По мнению А.В. Дулова под криминалистической фотографией понимается совокупность приемов съемки, применяемых в деятельности по осуществлению правосудия для фотографического закрепления различных объектов, имеющих значение для установления истины, а также при исследовании этих объектов с целью выявления следов, невидимых простым глазом, фиксации опытов и иллюстрации выводов судебных экспертов[4].

Криминалистическая фотография, являясь частью криминалистической техники, представляет собой систему методов и видов съемки, применяемой в следственной, судебной деятельности, и разделяется на два раздела в зависимости от выполняемой задачи: запечатление объектов и их исследование.

Определение криминалистической фотографии, предложенное С.М. Потаповым, в сущности, сохранилось до настоящего времени: "Криминалистическая фотография - это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и исследовании доказательств для раскрытия и предотвращения преступлений".

Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и приемы - это система правил и рекомендаций по применению фотографических средств для получения фотоизображений.

Практическое значение криминалистической фотографии исключительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательственное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюстративным материалом, но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов.

Обычно криминалистическую фотографию делят на судебно-оперативную и судебно-исследовательскую, а также по другому основанию на запечатлевающую и исследовательскую[5].

С.М. Потапов разделил систему криминалистической фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу.