Смекни!
smekni.com

Использование результатов изучения психологических особенностей обвиняемого для решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач расследования (стр. 3 из 3)

Для понимания происхождения особой жестокости и издевательства над потерпевшим, их функций в конкретном преступлении необходимо исследование таких психологических особенностей обвиняемого, как отношение к другим людям, способность к сопереживанию и состраданию, эмоциональная возбудимость, мстительность, злобность, враждебность к окружающим, и других свойств направленности личности, эмоциональности, характера обвиняемого.

Решение уголовно-процессуальных вопросов на основе изучения психологии обвиняемого

Данные о психологических особенностях обвиняемого требуются для решения следующих уголовно-процессуальных задач: избрания меры пресечения; определения момента допуска к участию в деле защитника; определения целесообразности проведения судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы; получения информации, имеющей доказательственное значение.

Меры пресечения преследуют цели воспрепятствовать обвиняемому: а) скрыться от следствия и суда; б) помешать установлению истины по уголовному делу; в) продолжать преступную деятельность. Других оснований для применения мер пресечения не существует.

Для избрания меры пресечения наиболее важны сведения, характеризующие направленность личности обвиняемого и его образ жизни. Эти сведения могут быть использованы при выборе конкретной меры пресечения.

Например, такая мера пресечения, как поручительство коллектива трудящихся, может быть применена, если известно, что обвиняемый добросовестно относится к труду, привязан к семье, не имеет антиобщественных склонностей и привычек, не находится под влиянием людей, ведущих аморальный образ жизни.

Определение момента допуска к участию в деле защитника связано с оценкой способности обвиняемого самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

Пункт 3 ст. 49 УПК и соответствующие статьи УПК других союзных республик предусматривают обязательное участие защитника с момента предъявления обвинения по делам немых, глухих, слепых, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.

Психическими недостатками, препятствующими осуществлению права на защиту, нужно считать: все психические заболевания, так как любое из них отрицательно влияет на полноту отражения действительности в сознании человека; такие особенности психической деятельности, как быстрая утомляемость, расстройства внимания, ослабление памяти.

В подавляющем большинстве случаев вопрос о допуске защитника с момента предъявления обвинения может и должен решаться следователем на основании материалов, имеющихся в деле, или необходимых документов (справок) из медицинских и иных учреждений, компетентных в установлении психических недостатков и оценке их тяжести.

Защитник может быть допущен к участию в деле с момента предъявления обвинения, если: есть документально подтвержденные факты, что подозреваемый или обвиняемый страдает психическим заболеванием, является инвалидом любой группы, установленной по поводу психического заболевания или психических недостатков, обусловленных дефектами зрения, речи, слуха; есть решение суда в отношении подозреваемого или обвиняемого, признающее его недееспособным в связи с душевным заболеванием или слабоумием; он стоит на учете в психоневрологическом диспансере; обучался в школе для умственно отсталых детей; признан медицинским учреждением хроническим алкоголиком; у подозреваемого или обвиняемого обнаружены такие явно выраженные физические недостатки, как ослабление зрения или слуха, недостаточно восполненное очками, слуховым аппаратом, дефекты речи, создающие помехи в установлении контактов с окружающими и изложении своих мыслей.

В исключительных случаях, например при настойчивых жалобах обвиняемого на быструю утомляемость, расстройство внимания, при наличии свидетельских показаний о низком интеллектуальном уровне обвиняемого, различных недостатках его познавательной деятельности, может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая или судебно-психиатрическая экспертиза для определения способности самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:

1. Есть ли у обвиняемого психические недостатки, препятствующие полноценному осуществлению познавательной деятельности?

2. Ограничивают ли особенности психики обвиняемого его возможности в осуществлении своего права на защиту?

Данные о психических особенностях обвиняемого могут иметь доказательственное значение. На практике они нередко играют роль косвенных доказательств.

Хорошая репутация человека еще не служит бесспорным свидетельством невозможности совершения преступления, равно как дурная слава не доказывает того, что подозреваемый это преступление совершил. Но установленные и доказанные сведения о личности обвиняемого имеют значение для оценки того или иного факта как улики, надежности доказательств. Нравственно-психологические особенности личности, взятые изолированно, ничего доказать не могут; они приобретают вес лишь в системе доказательств, как любые иные фактические данные.

Так, установленный ранее вынесенным приговором факт совершения преступных действий определенным способом, в котором проявились специальные знания, привычки, умения, вкусы, наклонности, образ жизни, отношение к охраняемым правом ценностям, может служить доказательством по новому делу. Например, совершение в прошлом подделки денежных знаков и наличие необходимых для этого преступных навыков сыграет роль улики в случае задержания того же лица при сбыте фальшивых денег. И напротив, отсутствие таких способностей может противоречить обвинению в непосредственном изготовлении фальшивых денег.

Известно также, что ценность и вес доказательства тем выше, чем специфичнее и определеннее его связь с доказываемым, фактом. Это общее правило распространяется и на оценку доказательственного значения сведений о психическом облике обвиняемого.

Доказательственное значение имеют те данные о личности, которые проявились или могут проявиться в совершенном преступлении (например, злобность, жестокость, жадность, вспыльчивость, подчиняемость и т. д.). С учетом этих особенностей производится предварительная оценка и других доказательств. В процессе расследования такая оперативная оценка стимулирует поиск новых доказательств.