Смекни!
smekni.com

История развития Конституции Российской Федерации (стр. 7 из 12)

Устойчивость общества нельзя отождествлять с застоем. Устойчивость не отрицает, более того, предполагает эволюционные перемены. Поэтому Конституция не может не решать проблему соотношения в обществе традиций и модернизации, культурно-исторической (в самом широком смысле) преемственности и введения в социально-экономическую, политическую, духовную жизнь общества новых элементов, ценностей иных народов, культур, что делает конституционный процесс внутренне противоречивым. Необходим, следовательно, поиск путей, позволяющих обеспечить одновременно и историческое затвердение конституционного материала, и его непрерывное соответствие вечно изменяющейся общественно-политической практике.

Конституцию можно менять не за счет изменения ее текста, ее привычных и уже дошедших до людей формулировок, а за счет ее нового истолкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур[66].

Обращение к толкованию как способу совершенствования Конституции и органичного соединения в конституционном процессе устойчивости и изменчивости требует наличия ряда условий, без которых возможности правового толкования не будут востребованы. Среди упомянутых условий назовем два.

Во-первых, в стране должны сложиться влиятельные группы, заинтересованные в общественно-политической стабильности, осознающие этот свой интерес и способные противостоять превращению в серьезную угрозу для страны радикальных консерватизма и модернизации. Другими словами, необходимо складывание в обществе среднего класса, уравновешивающего иные общественные течения. А это уже проблема во многом социально-экономическая и глубже - цивилизационная[67].

Во-вторых, Конституция не должна содержать положения, выражающие узко групповые интересы отдельных слоев: классов, этносов, профессиональных сословий. Узко групповая идеологическая и тому подобная нацеленность Конституции всегда будет побуждать конституционно "обделенные" группы к пересмотру ее положений. Поэтому конституционный текст должен вбирать в себя лишь те идеи и принципы, что принимаются или, по крайней мере, не отвергаются всеми общественными группами, способными влиять на выбор политического курса государства и общества[68].

Традиции и модернизация как обеспечиваемые правом ценности разводят Конституцию и обычное (текущее) законодательство. Конституция должна быть направлена по преимуществу на сохранение сложившихся устоев общества. Обычное законодательство, наоборот, важно нацеливать на обеспечение необходимых изменений в допускаемых Конституцией пределах.

Конституция выполняет в обществе функцию стратегического целеполагания. Она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства, направляя последнее на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. Конституция - та постоянная суть, которая в разных исторических условиях требует несовпадающих нормативных решений однотипных ситуаций. Таким образом, Конституция - это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов[69].

Конституция - основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Для нас привычно использование эталонов мер, весов, времени. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя, правоприменителей, иных субъектов права. Конституция - это своеобразный поверочный инструмент, с помощью которого выявляются и разрешаются внутриправовые противоречия, а значит усиливается системность права.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора[70]. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума[71].

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа[72]. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции[73].

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности[74].

Общедемократическая сущность Конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие[75].

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию" (Преамбула Конституции РФ).

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением -- учредительной властью[76]. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

· в верховенстве конституции;

· в ее высшей юридической силе;

· в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

· в особой охране конституции;

· в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок[77].

§4. Структура Конституции

Каждая часть конституции - это элемент её композиции как юридического акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняя организация этого нормативно-правового акта[78].

Содержание конституции оказывает непосредственное воздействие на её систему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение её системы.

Система конституции - это обусловленная предметом конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требования законодательной техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система конституции - это способ организации заключенного в её тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами.