Смекни!
smekni.com

«Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей» (стр. 1 из 8)

Правительство РФ

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет Прикладной политологии

Кафедра: Теории и практики рекламы

Курсовая работа

На тему: «Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей».

Студентка группы №246

Докунина Мария Владимировна

Научный руководитель

Савельева Ольга Олеговна

преподаватель

Москва 2010

Введение

"Иногда людей нужно рассмешить,

чтобы отвлечь их от желания вас повесить»,

Бернард Шоу.

Смех испокон веков являлся не только одним из самых эффективных лекарей народной души, но и популярнейшим бичом, которым народ не преминет воспользоваться в случае, если обидят, обделят, на хвост наступят и т.д. От этого едкого оружия не убежишь и не спрячешься, он зацепляется за язык, быстро запоминается и гнёт свою линию, сметая все намеченные имидж планы на своём пути.

Проблема использования политического смеха представляется весьма актуальной, с моей точки зрения, не только в силу слабой её теоретической и практической разработанности, но и ввиду наблюдаемого резкого уменьшения самой сферы политического юмора в РФ. К концу 90-х годов можно заметить практически полное исчезновение политического смеха из ведущих СМИ. Из газет, например, тогда пропали политические карикатуры, а с телеканалов сатирические программы «Куклы», «Итого» и «Красная стрела». Негласная цензура выступала в поддержку правящей элиты, а перед выборами контр реклама никому не была нужна.

Теперь же на дворе XXI.Что изменилось?

Юмор народный превратился в ходовой товар шоу-бизнеса, приобрёл массовый характер, благодаря таким программам, как Аншлаг, Comedy Club, Наша Russia,Большая разница, Южное Бутово и т.д.

Политический юмор же полностью отделился от народа. Теперь это инструмент профессиональных политтехнологов, а народ – лишь его потребители. Политический смех, как уже было сказано, - понятие многогранное и одним из его неотъемлемых элементов является карикатура. В своей работе я хотела бы проанализировать проблему использования именно карикатуры как элемента политического юмора в рекламе: посмотреть, почему институт карикатуры сейчас на грани вымирания, в то время как в Европе юмор политиков, направленный против оппонентов, и самоирония воспринимаются как обязательная часть любой политической кампании, позволяют сформировать имидж политика и повысить рейтинг.

Главная цель работы: выявить возможности использования карикатуры в отечественной политической рекламе и выяснить есть ли перспектива для возрождения этого народного искусства как профессионального элемента PR.

Объектом исследования я выбрала карикатуру как специфический жанр смеховой культуры. Предметом – карикатуру как перспективный метод политического PR.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Определить базовые понятия: карикатура, cмеховая культура и PR

2. Рассмотреть историю использования карикатурных изображений в России и за рубежом в аналогичных целях.

3. Выявить юридические и этические границы использования политической карикатуры в России и за рубежом.

4. Рассмотреть конкретные проявления политической карикатуры и их использование в PR - технологиях в нашей стране и за рубежом в настоящее время.

5. Определить перспективы на ближайшее будущее.

Гипотеза этой работы заключается в том, что карикатура может быть выгодно использована как один из креативных методов привлечения внимания электората к тому или иному мероприятию, событию либо политическому лидеру.

В процессе работы я обращалась, в основном, к интернет - источникам, ввиду того, что исследовательских работ строго по моей теме в России крайне мало. Существует несколько монографий, посвященных вопросу использования юмора в политике: А.В. Дмитриев «Социология политического юмора»; книга, выпущенная издательством ГУ-ВШЭ В.В. Разуваева «Политический смех в современной России»[1], книга М.Т. Рюминой «Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность[2], а также о связи смеховой культуры и рекламы - О.О Савельева «Живая история российской рекламы»[3]. Однако конкретно об использовании карикатуры в них сказано общими словами.

Особенно интересными мне показались статьи Ивановой Т. В. «Юмор—это серьёзно!»[4], Докучаева И.М. «Смех, идеология, власть»[5], Кошелюка М., Сурманидзе Д. «Юмор как избирательная технология»[6] и статья «Политинтонация» в №22 Newsweek за 24-30 мая.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной проблематики, приводится информация о степени разработанности проблемы, формулируются цели и задачи работы, а также описывается её структура.

В первой главе рассматриваются история возникновения и развития карикатуры в нашей стране и за рубежом. Во второй главе освещается вопрос целесообразности, использования карикатуры в нашей стране и за рубежом в настоящий момент. В третьей главе говорится об юридическом и этическом аспектах данной методики. В заключении излагаются основные выводы работы.

I глава.

1.1Определение и разделение терминологии.

Чтобы рассматривать карикатуру, как один из инструментов политической рекламы, необходимо сначала разобраться с основной терминологией и обозначить точки соприкосновения карикатуры как жанра смеховой культуры, с рекламой.

Смеховая культура - культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к комической оценке действительности[7]. Основными жанрами смеховой культуры являются: гротеск, ирония, юмор, пародия, сатира, и особый - карикатура как квинтэссенция народной и элитарной культуры.

Карикатура - жанр искусства (не обязательно графический), являющийся основной формой сатиры. В сатирической, юмористической, иронической либо саркастической форме он изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. [8] Карикатура может принимать различные формы – графическое изображение, видеоролик, телепередача, даже имидж кандидата может быть в той или иной карикатурным.

Карикатура может быть:

· Юмористической. Добрая, дружеская шутка.

· Ироничной. За юмористической, доброжелательной наружностью скрывается неуважительное и пренебрежительное отношение к объекту

· Сатирической. Прямое обличение и осуждение объекта.

· Саркастической. Прямая издёвка, насмешка над объектом.

Нас же в данном случае интересует карикатура, как средство воздействия на массы, те один из инструментов PR.

Связи с общественностью или PR (Public Relations, англ. PR, от public relations — связи с общественностью, общественное взаимодействие; сокращённо-жаргонное: пиар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (товара, услуги, фирмы, бренда, личности) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.[9]

Важно отметить, что карикатура в данном случае не только выполняет функцию публичности и привлечения внимание к субъективному мнению автора, но и формирует имидж кандидата.

Предметом жанра политической карикатуры обычно является злободневное общественно-политическое событие (например, избирательная кампания или политический скандал, связанный с личной жизнью политика), отраженное в остром изображении объектов, к нему причастных, а также в умышленно искаженном представлении их высказываний.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отечественные исследователи, как правило, подчёркивают, что чаще всего в коммерческой рекламе используются, естественно, юмористически карикатурные нотки. Стараясь вызвать положительные эмоции у потребителя, они предают изюминку товару.

В политической же сфере в большинстве случаев имеет место сатирическая и саркастическая карикатура, чтобы подчеркнуть слабость конкурента либо несостоятельность в том или ином вопросе.

Возможно, это один из основных промахов современной карикатуры: если использовать карикатуру как элемент собственного пиара, можно было бы завоевать внимание молодой ЦА, которая является одной из самых многочисленных и нестабильных с точки зрения прогнозирования.

Карикатура является носителем информации, некого субъективного мнения об объекте. За потребителями же (избирателями) остаётся выбор – либо принимать его, либо сформировать своё.

1.2 Основные вехи развития карикатуры.

Карикатура появилась в эпоху Ренессанса в Италии и принадлежит перу таких итальянских живописцев, как Агостино Карраче и Лоренцо Бернини. Изначально рисунки получили популярность среди узкого круга знакомых живописцев, но постепенно добралось и до Голландии и Германии. Первой темой карикатур там стала борьба между сторонниками Папы Римского и приверженцами Реформы, то есть протестантами. Наиболее частым приемом там оказывается унижение изображаемого объекта и насмешка над властью, которую он воплощает. Во Франции карикатура расцветает во время Французской революции, хотя по вполне понятным причинам большинство художников-карикатуристов предпочитают сохранять анонимность даже после 1789 года.