Смекни!
smekni.com

"Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян" (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

******СКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра всеобщей истории.

Тема: "Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян"

Курсовая работа

студента исторического

факультета,дневного

отделения

Научный руководитель:

*****, 1998

Содержание

Введение. ..................................................1

I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире. .3

§1. Культ Осириса - владыки мертвых. ...............3

§2. "Книга мертвых" История. Содержание. Значение. .7

§3. "Души" человека. ..............................16

II Глава. Смерть и погребение. ............................19

§1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении

тела и души. ..................................19

§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ....22

§3. Эволюция погребальных сооружений. .............24

Заключение. ...............................................31

Примечания. ...............................................33

Библиография. .............................................35

Приложение 1.

Введение

В связи со сменой политического режима в нашей стране, мно-

гие положения советской науки перестали удовлетворять требова-

ниям современной общемировой науки. Но в результате кризиса

научных исследовании в нашей стране по некоторым вопросам в

частности по вопросам истории и культуры Египта изменения ус-

тановок не произошло.

Эта работа направлена на беспристрастное освещение части

египетской религии, в частности представлений древних египтян

о загробной жизни и изучение материальных объектов с этими

представлениями связанных.

Большинство литературы по этой теме, исследованное для напи-

сания данной работы имеет иностранных авторов: У.Бадж,Г.Хэн-

кок, Д.Чизхолм,Э.Миллард, Р.Бьювел, Э.Джилберт.

Но далеко не все из этих книг являются строго научными, ско-

рее большая их часть имеет научно - популярное предназначение.

Это так же связано с кризисом российской науки, не заинтересо-

ванной сейчас в развитии исследований и распространения зна-

ний о Египте.

В данный момент ведут исследования ведут ученые других

стран. Можно назвать в частности О'Коннора, немецкого робото-

техника Р.Гатенбринка, исследователей Уэста, Хэнкока, Бьювела.

Что касается отечественных авторов, то по данной теме в пе-

риод с 1987 по 1998 год не было написано серьезной литературы

по данной теме, что является безусловным минусом российской

науки.

Что же касается источников, то они представлены: для Книги

Мертвых - папирусы Ани, Ну, Керашер и множеством других; сте-

ны гробниц. В работе использован материал о раскопках.

- 1903 - 1914 - Раскопки Осириона. Археологи Мюрей, Петри.

- 1922 - Раскопки гробницы Тутанхамона. Археолог Картер.

- 1925 - 1930 - Раскопки Осириона. Археолог Франкфорт.

- 1950 - Раскопки 2-х кораблей у Великой пирамиды.

- 1991 - Раскопки О'Коннором 12 - ти судов в Абидосе.

Как видно из списка имена отечественных археологов не упоми-

наются.

Итак, задача автора осветить представления египтян о загроб-

ном мире - самую важную часть их религии. На основании выше

приведенных литературы, данных раскопок и источников необходи-

мо достаточно полно (согласно требованиям к уровню и глубине

изучения курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:

1. Духовные основы представлений о загробном жизни.

2. Материальное отражение этих представлений.

Структура более подробно представлена в содержании. В конце

работы представлено заключение, которое является кратким под-

ведением итогов исследования и оценкой уровня раскрытия темы.

I Глава. Представления египтян о смерти и загробном мире.

§1. Культ Осириса - владыки мертвых.

Для полноты изучения данной темы необходимо осветить основ-

ные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и пока-

зать его особенности и на основе приведенного материала сде-

лать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.

Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представле-

ниях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни.

Его жизнь освещена в мифе " Озирис и Исида".

Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновремен-

но просветителем (в области сельского хозяйства, законов, бо-

гослужений). Он много путешествовал по миру с просветительски-

ми целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и му-

зыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить

его с Дионисом).

Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отпра-

вил в плавание в закрытом ящике.

Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла

тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнару-

жил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их

по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Ануби-

сом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.

По другой версии Исида специально создала несколько мест

возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.

Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор.

Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом.

После нескольких сражений Хор победил злого Сета.

Осирис встал во главе мира мертвых, Хор во главе мира живых.

Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона,

который убивает зло могущее повредить вечной жизни.

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причина-

ми: во - первых, Осирис был сначала человеком; во - вторых, с

помощью богов он стал бессмертным богом - правителем мертвых;

в - третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смер-

ти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвер-

тых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.

С течением времени Осирис из примера воскресения становится

причиной воскресения.

Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос.

К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравни-

вать к космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из

них, его человеческая сущность была забыта.

При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеа-

дой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними.

Во одном из гимновего называют существом " дающим рожде-

ние мужчинам и женщинам во второй раз", то есть тем " кто де-

лает так чтобы смертные родились снова". Поскольку в том же

разделе говорится об Осирисе " обновляющем себя",потому что он

делает себя " молодым, подобно Ра, каждый день" то под " вто-

рым рождением мужчин и женщин" подразумевается именно воскре-

сенье умерших, т. е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не

только богом мертвых, но и богом живых и во времена последних

династий его роль стала исключительной.

На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для

умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее,

что обеспечивало благосклонность Осириса.

Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства,

как и мумификация, но культ Осириса это только часть представ-

лений египтян о загробном мире, другая часть - " Главы о вос-

хождении к свету" или " Книга мертвых".( О ней рассказывается

в следующем параграфе).

Христианство легко закрепилось на основе культа Осириса, ибо

между ними много общего: Христос и Осирис - мученики, Исида с

Хором на руках весьма похожа на Марию с младенцем.

Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влия-

ние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо

Осирис это то к чему стремился каждый, т.е. к божественной

вечной жизни.

Следует сказать касательно культа Осириса о здании, как по-

лагают, ему посвященном - Осирионе (греческое название).

В Абидосе, на родине культа Осириса рядом с храмом Сети

I (XIX династия) обнаружено сооружение не похожее ни на одно

здание эпохи Нового царства. Оно сложено из мегалитов и его

постройку из-за нескольких надписей причисляют Сети I, но все

говорит о его гораздо большей древности (огромные блоки и

простота характерны для Древнего царства).

Несколько надписей говорят о предназначении его для Осириса.

Особенность этого сооружения - ров внутри здания залитый во-

дой и центральная часть представляет собой как бы небольшой

остров с несколькими колоннами, поддерживающими архитрав, на

другом "берегу" по периметру располагаются маленькие ниши.

Ориентация здания на северо-восток, что достаточно необычно.

О его назначении до сих пор ведутся споры: одни считают, что

Осирион был предназначен для сбора воды в засуху, другие ви-

дят в нем место проведения праздничных мистерий Осириса,

третьи говорят что это усыпальница.

Что же касается надписей оставленных Сети I, то они никак не

отражают действительную дату постройки.

Еще одна особенность Абидоса: 12 морских судов в эллингах,

обнаруженных в 1991 году О'Коннором в километре от Осириона.

Некоторые из них 22 метра длиной. Возраст лодок - 5 000 лет.

Их стоянку связывают с погребальным комплексом фараона Джера

(I династия). То, что они предназначены для плавания по морю

видно по их высокому носу и большой длине. Это захоронение яв-

ляется одной из самых больших загадок Египта.

Итак, здание связанное с Осирисом и морские лодки обнаружен-

ные достаточно далеко от Нила показывают, что приоткрыта

только только малая часть тайн, оставленных Египтом.

§2. Книга мертвых.(История. Содержание. Значение.)

Название " Книга мертвых" не отражает точного перевода над-

писи, звучащей как РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ__4__, что означает " Главы о

восхождении к свету". Но кроме этих глав обычно включают и не-

которые другие, поэтому название " Книга мертвых" самое удач-

ное название.

_ История Книги Мертвых