Смекни!
smekni.com

на тему «Теория катастроф и ее учет в регулировании инновационными процессами» (стр. 1 из 5)

Курсовая

на тему «Теория катастроф и ее учет в регулировании

инновационными процессами»


Содержание

Введение. 3

Глава 1 Суть теории катастроф и экономики РФ.. 5

1.1. Теория катастроф: суть и значение. 5

1.2 Проблемы макроэкономического регулирования в современной российской экономике. 6

Глава 2 Применение теории катастроф. 11

2.1. Теория катастроф для анализа переходных социально-экономических процессов в России. 11

2.2. Применение теории катастроф к инновационным процессам. 22

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 27

Введение

Резкое ухудшение социально-экономического положения страны, потеря управляемости экономикой и неустойчивость социального климата не позволяют пройти мимо теории катастроф. Она возникла в начале 70-х годов (работы Р. Тома, В.И. Арнольда) на базе теории бифуркаций динамических систем Пуанкаре и Андронова. Целый ряд положений этой теории как в зеркале отражают элементы нестабильности, которая характеризует нашу сегодняшнюю действительность.

Продолжающееся сокращение производства, небывалый рост цен и снижение жизненного уровня населения довели общество до крайнего напряжения, до состояния неустойчивого равновесия, когда даже при малой закритичности одного из параметров ("при малом шевелении") система может перескочить в новое, необратимое состояние, в новый режим движения (например, к диктатуре национал фашистского типа). Возврат к власти коммунистов может ввергнуть обнищавшее население в гражданскую войну с ненавистной "номенклатурой". Роковую роль искры в такой ситуации могут сыграть популистские лозунги ("аттракторы") лидеров непримиримой оппозиции, националистов из "Фронта национального спасения", и даже недостаточно продуманные шаги самих властей, вставших на путь опасной конфронтации. Обстановка требует согласованного взаимодействия, объединения всех интеллектуальных сил и материальных ресурсов, чтобы не допустить катастрофического развития событий.

Эта проблема, крайне актуальная. Она требует обсуждений, оперативных разработок с привлечением экономистов, социологов, системотехников, математиков и специалистов по электронному моделированию и прогнозированию процессов, социально-экономической сферы.

Главное не допустить опасного сочетания энтропийных фактора, добиваться согласованного действия властей и общественности в возрождении России.

Цель курсовой работы – изучить применение теории катастроф и ее учет в регулировании инновационными процессами.

Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить теорию катастроф, ее суть и значение;

- изучить проблемы макроэкономического регулирования в современной российской экономике;

- проанализировать применение теории катастроф для анализа переходных социально-экономических процессов в России;

- проанализировать применение теории катастроф к инновационным процессам.

Глава 1 Суть теории катастроф и экономики РФ

1.1. Теория катастроф: суть и значение

Катастрофа по-гречески означает переворот. Первоначально греки называли этим словом развязку или завершение драматического представления. По своему характеру развязка может быть либо счастливой, либо печальной.

Теория катастроф – раздел прикладной математики, ветвь теории бифуркаций, важный инструмент для исследования динамических систем.

Деградация системы может произойти в следующих случаях.

- система затягивает процесс перехода: при увеличении числа новых признаков соответствующего изменения поведения системы не происходит, в результате чего энтропия растет, система перестает выполнять свои функции и дезорганизуется;

- система выбирает неконструктивную ветвь или сценарий развития, например становится закрытой;

- резко уменьшается количество компонентов, необходимых для функционирования;

- увеличивается количество «балластных» компонентов.

Бифуркация – приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении ее параметров. Основы теории бифуркации заложены А. Пуанкаре и А.М. Ляпуновым в начале ХХ в., затем эта теория была развита А.А. Андроновым и учениками. Знание основных бифуркаций позволяет существенно облегчить исследование реальных систем, в частности предсказать характер новых движений, возникающих в момент перехода системы в качественно другое состояние, оценить их устойчивость и область существования.

Точка бифуркации – критическое значение при изменении «управляющей» переменной, в котором система выходит из состояния равновесия. В точке бифуркации у системы появляется «выбор», в котором присутствует элемент случайности, приводящий к невозможности предсказать дальнейшее развитие системы.

Политики обычно думают только на один шаг вперед. Они считают, что сделаем мы выбор между независимостью или реинтеграцией, свергнем существующий режим или сохраним его и всё – дальше «светлое будущее». На самом деле далее не светлое будущее, а по теории каскад бифуркаций.

Каскад бифуркаций (последовательность Фейгенбаума, или сценарий удвоения периода) – один из типичных сценариев перехода от порядка к хаосу, от простого периодического режима к сложному апериодическому при бесконечном удвоении периода. Анализ механизмов перехода от порядка к хаосу в реальных системах и различных моделях выявил универсальность относительно немногих сценариев перехода к хаосу. Переход к хаосу может быть представлен в виде диаграммы бифуркаций. Вхождение системы в непредсказуемый режим описывается каскадом бифуркаций, следующих одна за другой. Каскад бифуркаций ведет последовательно к появлению выбора между двумя решениями, затем четырьмя и т. д.; система начинает колебаться в хаотическом, турбулентном режиме последовательного удвоения возможных значений.

1.2 Проблемы макроэкономического
регулирования в современной российской экономике

Радикальные сдвиги в экономической жизни России – переход к новой модели экономического развития – предполагает уход в прошлое ключевых элементов прежней экономики и рождение экономики новой.

По сути, отмечает Д.Е. Сорокин, «современный механизм саморегулирования экономики лишь по инерции продолжает называться рыночным, по существу качественно отличаясь от классических представлений о последнем. Эти отличия настолько велики, что можно ставить вопрос о возникновении принципиально нового механизма саморегуляции»[1].

Напротив роль механизма государственного регулирования и нерыночных институтов гражданского общества повышается. Это обусловлено общей тенденцией развития и углубления мирохозяйственных связей, когда информационный ресурс индустриально-развитых стран делает прогнозируемым рынок, воздействует на изменения его «экономического климата», что, в свою очередь, определяет правила поведения субъектов экономической жизни. Особенно данный процесс важен для экономики переходного периода, когда функции государства касаются не только экономической сферы, но и по сути всей системы стабилизации общества, что предполагает активизацию роли государства в управлении процессами экономического роста. Речь идет о создании структурно-технологической базы рыночной экономики, о сохранении возможностей формирования адекватного рынку производственно-технологического пространства.

В этих условиях государство и нерыночные институты гражданского общества призваны осуществлять формирование той экономической среды, которая обеспечивает поддержание общего экономического равновесия. В результате происходит «сглаживание» колебаний экономических циклов, предупреждается возникновение диспропорций, грозящих разрушением воспроизводственного процесса. Одним из важнейших государственных механизмов функционирования и снятия противоречий в экономической системе и являются разветвленные и «тонкие» механизмы макроэкономического планирования.

В связи с этим нам представляется, что экономическая система в современной России требует формирования такого механизма взаимооценки и взаиморегулирования интересов в хозяйстве, который позволил бы достичь «гармоничной» соразмерности совокупности результатов общественных потребностей. Механизм самонастройки хозяйства порой допускает в отдельные периоды кризисного развития национальной экономики в качестве составного оптимального элемента и государственное макроэкономическое планирование.

Современная экономическая система является более сложной системой, чем капитализм свободной конкуренции или потерпевшая крах социалистическая система хозяйства. В структурном плане экономическая система включает все без исключения простые и сложные производственно-хозяйственные единицы и их совокупности с точки зрения правовой, отраслевой и пространственной организации. Характеристики нового типа хозяйства как системы содержат отличительные качественные черты. Они отражают, с одной стороны, потребность в динамизации хозяйственной жизни вообще, а с другой – возможность такой динамизации, заложенной собственно в экономике. Следовательно, нового типу хозяйства, как утверждает Ю.М. Осипов, свойствен экономический воспроизводственный динамизм, причем динамизм сложный, сочетающий тенденцию к расширению и росту экономики, к ее развитию, с тенденцией к сжатию экономики, к замедлению ее развития. Отсюда неравномерность общей динамики экономики, ее волнообразность, ритмичность и аритмичность, порывистость и прерывистость[2].

В связи с этим проблема социо-хозяйственного перехода, переживаемого Россией предъявляет особые требования к теоретической науке, познанию фундаментальных положений теории хозяйства, применительно к реализации возможностей использования механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования экономических процессов.