Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 1 из 45)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Кафедра этнологии, культурологии и археологии

АРХЕОЛОГИЯ

И ЭТНОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Павлодар

УДК 902/904+39] (07)

ББК 63.4(5Каз)я7+63.5(5Каз)я7

А 87

Рекомендовано к изданию Ученым советом

ПГУ им. С.Торайгырова.

Рецензент: А.Ж. Ерманов – кандидат исторических наук, доцент.

Отв. редактор: Ж.О. Артыкбаев – доктор исторических наук, профессор.

А 87 Малгаждаров К.А.

Археология и этнология: учебное-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. Торайгырова, 2008. – 198 с.

Настоящее учебное пособие дает представление о предметах археология и этнология. Здесь раскрываются основные понятия, история формирования этих наук, анализируются применяемые в ней методологические исследования, также некоторые методики полевой работы.

Учебно-методическое пособие рекомендуется для студентов, магистрантов обучающихся на исторических специальностях.

УДК 902/904+39] (07)

ББК 63.4(5Каз)я7+63.5(5Каз)я7

Ó К.А. Малгаждаров, 2008

Ó Павлодарский государственный

университет им. С.Торайгырова, 2008

Введение

Учебно-методическое пособие «Археология и этнология» рассчитана на студентов обучающихся по специальности археология и этнология, а также для студентов историков, культурологов.

Данное учебное пособие состоит из двух больших разделов и двеннадцати параграфов, а также из четырех приложений.

Первый раздел, касающийся археологии, поделен на семь параграфов. В нем рассмотрены такие вопросы: становление археологической науки, развитие археологии в нашей стране, Казахстан в эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. Примечательно то, что в этом разделе последний параграф посвящен методике археологических раскопок.

Второй раздел об этнологии разделен на пять параграфов и два подпараграфа. В данном разделе было рассмотрено развитие этнологической науки в Казахстане, этногенез, этническая история и этнические процессы, этнография казахского народа. В параграфе этнография казахского народа, касающегося этнического состава, мы дали основные понятия, характеристики, территорию расселения таких субэтнических групп, как торе, ходжи, туленгуты и др., входивших в состав казахского общества. Также приводится параграф, касающийся методики этнографических исследований. Достаточно обширно рассмотрена как материальная, так и духовная культура казахского народа. В частности в духовной культуре более освещены такие стороны, как семейно-брачные отношения, формы семьи и семейные отношения.

При составлении данного пособия были привлечены работы крупных ученых таких как К.Акишев, А.Маргулан, Х.Аргынбаев, О.Исмагулов, К.Байпаков, С.Аджигалиев, Ж.Артыкбаев и др. Довольно гармонично сочетаются приложения, прилагаемые в конце данного пособия. Приложения носят характер как справочного так и рекомендованного.

В составлении данного издания принимали участие аспирант кафедры этнологии, культурологии и археологии М.Б. Кельдыбеков, а также студенты специальности археология и этнология А. Арынгазинова, К. Турлубаева.

Настоящее учебное пособие впервые составлено в синтезе двух исторических дисциплин как археология и этнология, специально для студентов, обучающихся по этой специальности. Учебно-методическое пособие «археология и этнология» составлено в соответствии с общепринятыми требованиями и правилами.

1 Археология

1.1 Археология как наука

Археология (от греч. «археос» - древний и «логос» – наука) наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей по археологическим памятникам. Исследует отдельные древние предметы и целые комплексы, открываемые археологическими раскопками, на основании чего восстанавливает социально – экономическую историю эпох.

Археология наука о древностях и древних вещах. В XX веке археология получила определение как наука, изучающая первобытные и средневековые археологические памятники и восстанавливающая по ним историческое прошлое человечества.

Цель и задачи курса истории археологии: ознакомить студентов с историей развития археологии, основными методами и приемами археологических раскопок и исследований; на примерах разных стран и эпох показать какие проблемы и как решает археология, ее значение для познания археологического прошлого.

Значение дисциплины заключается в подготовке специалистов, обладающих знанием предмета и объекта исследования археологической науки, владеющего способами и методами изучения артефактов, умеющего логически и аналитически мыслить и использовать теоретические знания на практике.

Теоретическая археология

Археология как составная часть исторической науки в свою очередь подразделяется на: эмпирическую, теоретическую (аналитическую), компаративную, экспериментальную археологию. Цель и задачи теоретической археологии изучение таких методических проблем археологии как выяснение общих закономерностей истории древних культур, реконструкция истории древних обществ, специальных проблем – особенности археологических источников, относительная хронология, археологическая культура и т. д. Кроме того задачи теоретической археологии по Ж.К. Гардену – это анализ приемов научных рассуждений по археологии.

Предмет и задачи археологии как учебной дисциплины. Археология изучает историю человечества путем исследования омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, своего рода «немых» свидетелей истории. Археология последовательно занята поисками определенных археологических памятников, их исследованием (раскопками) и извлечением из полученных источников информации с помощью специфических приемов, процедуры лабораторных методов исследований. Конечный результат исследования в археологии – это реконструкция в той или иной мере исторических процессов, объектов и фактов. Объекты же изучения и процедура их исследования весьма специфичны, что делает археологию самостоятельной наукой. В археологии определенно выявляются два последовательных уровня познания прошлого: источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников, и интерпретационный, осмысление полученных источников и исторические реконструкции на основе полученных данных.

В археологии различают предмет и объект исследования. Под предметом современной археологии обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. Объекты же исследования - это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. Иначе говоря, археология- это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по вещественным источникам.

Начало археологического интереса определяется появлением первых артефактов деятельности человека, примерно 2,5 млн. лет назад. Сложнее с конечной датой научного интереса. При этом общая тенденция ясна: чем глубже в историю проникает наш интерес, тем весомее, а в большинстве случаев просто ничем не заменима роль археологии. Многие археологи доводят науку до начала книгопечатания, когда сузились возможности вещественных источников. Однако в ряде стран сложилась так называемая «индустриальная археология», изучающая объекты XIX-XX вв. современный «культурный слой».

Ясно, что без данных археологии не возможно понять мировую историю. Только представим на минуту, как бы выглядели бы наши знания по истории, не будь археологии. Мы ничего бы не знали о начальной поре человеческой истории, о палеолите. Мы ничего бы не знали о послеледниковой эпохе мезолита и о неолите, о важных для человечества изобретениях тех далеких от нас эпох. Археология фиксирует крупные исторические события общечеловеческого масштаба, например, заселения в палеолите Американского континента и начало освоения Северной Америки; только археологические раскопки раскрыли принципиальное значение для человечества той колоссальной по своим последствиям революции в хозяйстве, которая началась на рубеже мезолита и неолита, привела к началу земледелия, скотоводства и плодами, которой мы пользуемся до сих пор. Археологические материалы имеют большое значение для изучения ранних стадий развития производящего хозяйства на Переднем Востоке и Средней Азии. Это дает представление о зонах первоначального земледелия и скотоводства, позволяет проследить процессы урбанизации, возникновение городской культуры и цивилизации.

В эпоху бронзы Восточная Европа и Северная Азия были важной частью мировой истории. Здесь возникли металлургические центры, сформировались историко-культурные общности, имевшие прочные связи с Балканами, Передним Востоком, Западной Европой, Центральной Азией. Ничего бы этого мы не узнали, не будь археологии.

А как бы выглядели бы наши знания по истории Древнего Востока и ранних цивилизаций Средиземноморья, древнегреческой и древнеримской истории без данных археологии? Ведь мы располагаем только отрывочными свидетельствами письменных источников, да еще со значительным налетом мифологии! Истории такой бы и была: мифологизированной, отрывочной и мало понятной для нас.