Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Тирасполь, 2009 удк 82. 0(07) (075. 8) Ббк ш5 р3я 73 (стр. 1 из 5)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Институт языка и литературы

Кафедра русской и зарубежной литературы

Контрольно–измерительные материалы по литературе

Учебно-методическое пособие

Тирасполь, 2009

УДК 82.0(07) (075.8)

ББК Ш5 р3я 73

К65

Контрольно–измерительные материалы по литературе: Учебно-методическое пособие / Сост.: И.А. Бавенкова, А.С. Винницкая, Г.Н. Николаева, Е.В. Потапова. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2009. – 00 с. (в обл.)

Пособие предназначено для самостоятельной работы и самоконтроля знаний студентов первого курса дневного и заочного отделений специальности «Филология» и «Журналистика». Оно содержит тестовые задания по учебным дисциплинам, имеющим экзаменационную форму контроля в период зимней и летней сессий, что поможет студентам при подготовке к текущим и итоговым модульным контрольным работам.

К тестовым заданиям прилагается рекомендуемая литература, список произведений для заучивания наизусть, а также перечень вопросов для подготовки к экзаменам.

УДК

ББК

составители:

И.А. Бавенкова, ст. преп.

А.С. Винницкая, ст. преп.

Г.Н. Николаева, ст. преп.

Е.В. Потапова, преп.

Рецензенты:

Л.И. Васильева, канд. пед. наук, доц. каф. русской филологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Б.Д. Челышев, канд. филол. наук, доц. каф. журналистики Института языка и литературы ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Утверждено Научно–методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

© Составление

Бавенкова И.А.

Винницкая А.С.

Николаева Г.Н.

Потапова Е.В., 2009

Тестовые Задания

по дисциплине «Введение в литературоведение»

1. Выберите правильную формулировку темы стихотворения А. А. Блока «На железной дороге»:

– тема жизни и смерти;

– тема любви и одиночества;

– тема поиска смысла жизни;

– тема разобщённости русского общества и трагической судьбы русского человека.

2. Идея стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» заключена в том, что:

– народы не готовы к свободе;

– народам не нужна свобода;

– народам нужен пророк, чтобы достичь свободы;

– поэт-пророк должен проповедовать идеалы свободы.

3. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» имеет пафос:

– героический;

– драматический;

– сатирический;

– трагический.

4. Особенностью композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является:

– расположение его частей в хронологической последовательности;

– наличие одного рассказчика и лирических отступлений;

– принцип сюжетной симметрии;

– расположение частей в нехронологической последовательности.

5. Какое произведение А. П. Чехова имеет рамочную композицию?

– «Дама с собачкой»;

– «Ионыч»;

– «О любви»;

– «Хамелеон».

6. В стихотворении Н. А. Некрасова «Нравственный человек» использован такой композиционный приём, как:

– монтаж;

– повтор;

– противопоставление;

– усиление.

7. Какая разновидность повтора характерна для композиции стихотворения В. Высоцкого «Я не люблю»?

– кольцевая композиция;

– лейтмотив;

– припев;

– рефрен.

8. В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтов использовал:

– зеркальную композицию;

– кольцевую композицию;

– монтаж;

– усиление.

9. Определите тип проблематики в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»:

– национально-исторический;

– социокультурный;

– романный;

– философский.

10. Назовите произведение, в котором сюжет не совпадает с фабулой:

– «Господин из Сан-Франциско»;

– «Ионыч»;

– «Лёгкое дыхание»;

– «Смерть чиновника».

11. Предыстория героя в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» является:

– завязкой;

– кульминацией;

– развязкой;

– экспозицией.

12. Завязкой любовной сюжетной линии в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является глава:

– «Арест»;

– «Пугачёвщина»;

– «Разлука»;

– «Сирота».

13. Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» является:

– беседа Кулигина и Шапкина;

– отъезд Тихона;

– признание Катерины Тихону;

– свидание Катерины и Бориса.

14. Основой драматургического конфликта пьесы М. Горького «На дне» является:

– любовный конфликт;

– семейно-бытовой конфликт;

– социально-исторический конфликт;

– социально-философский конфликт.

15. С образом рыбки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» связан мотив:

– искушения;

– любви;

– мечты;

– одиночества.

16. Назовите образы «двойников», с которыми связан мотив ученичества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

– Алоизий Могарыч – Иуда;

– Берлиоз – Каифа;

– Иван Бездомный – Левий Матвей;

– Мастер – Иешуа.

17. Укажите, какой из фрагментов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является лирическим отступлением:

– «Вот пистолеты уж блеснули,

Гремит о шомпол молоток…»;

– «В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…»;

– «Он оставляет раут тесный,

Домой задумчив едет он…»;

– «Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – всё кипит…».

18. Кто из названных персонажей является антигероем?

– Беликов;

– Болконский;

– Данко;

– Чацкий.

19. Героем-резонёром в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:

– Дикой;

– Кабанов;

– Кудряш;

– Кулигин.

20. Внесценическим персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:

– Глаша;

– полусумасшедшая барыня;

– сестра Бориса;

– Феклуша.

21. Литературное направление, с которым связано творчество В. А. Жуковского:

– классицизм;

– реализм;

– романтизм;

– сентиментализм.

22. Литературное направление, в произведениях которого строго соблюдается принцип «трёх единств» Н. Буало, называется:

– классицизмом;

– реализмом;

– романтизмом;

– сентиментализмом.

23. Для романтического метода произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» не характерно:

– жизненно правдивое изображение действительности;

– мотив судьбы, рока;

– основной структурный элемент поэмы – поединок;

– тема свободы – несвободы.

24. Жанр произведения «Горе от ума» А. С. Грибоедов определил как:

– драму;

– комедию;

– поэму;

– трагедию.

25. Жанр произведения «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский определил как:

– балладу;

– книгу;

– поэму;

– эпопею.

26. Жанр произведения «Мёртвые души» Н. В. Гоголь определил как:

– повесть;

– поэму;

– рассказ;

– роман.

27. Жанрово-видовой формой стихотворения А. С. Пушкина «Пущину» является:

– ода;

– послание;

– эпиграмма;

– эпитафия.

28. Владимир Ленский, герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», пишет Ольге Лариной:

– мадригалы;

– оды;

– поэмы;

– элегии.

29. «И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен», – в этой фразе А. С. Пушкин использовал:

– метафору;

– метонимию;

– сравнение;

– эпитет.

30. «А на погосте том – ни деревца», – в этой фразе А. Т. Твардовский использовал:

– архаизм;

– историзм;

– омоним;

– профессионализм.

31. «…Рожденный в сословии бедном, рано понял необходимость проложить себе дорогу и набить деньгу», – в этой фразе использована:

– градация;

– метафора;

– метонимия;

– идиома.

32. «Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву реку покататися», – в этой фразе М. Ю. Лермонтов использовал:

– аллегорию;

– метафору;

– метонимию;

– эпитет.

33. «Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:

– аллегорию;

– градацию;

– гротеск;

– оксюморон.

34. «В воротах вьюга вяжет сеть

Из густо падающих хлопьев», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:

– гиперболу;

– метафору;

– метонимию;

– сравнение.

35. Вид тропа, противоположный гиперболе, называется:

– аллегорией;

– гротеском;

– литотой;

– оксюмороном.

36. «Не жалею, не зову, не плачу», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:

– градацию;

– инверсию;

– параллелизм;

– эллипс.

37. «Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:

– аллитерацию;

– алогизм;

– реминисценцию;

– реплику.

38. «И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, – плакал ребенок», – в этой фразе А. А. Блок использовал:

– анафору;

– градацию;

– параллелизм;

– эллипс.

39. «Прощай, родная пуща,

Прости, златой родник», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:

– антитезу

– градацию

– параллелизм

– эпифору

40. «На камни пламенного мола

Матросы вышли из кают», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:

– архаизм;

– неологизм;

– профессионализм;

– фразеологизм.

41. Определите разновидность повтора:

«Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!»

– анафора;

– кольцо;

– стык;

– эпифора.

42. «Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:

– аллитерацию и ассонанс;

– анафору и эпифору;

– инверсию и параллелизм;

– кольцо и стык.

43. Совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихов, подчеркивающее ритм произведения, называется:

– ассонансом;

– рифмой;

– стопой;

– строфой.

44. Группа стихов, образующих единство, называется:

– размером;

– рифмой;

– стопой;

– строфой.

45. Строфа, в которой шесть стихов связаны перекрёстной рифмой, а два заключительных – парной, называется:

– катреном;

– секстиной;

– октавой;

– сонетом.

46. Определите стихотворный размер: