Смекни!
smekni.com

История казахской журналистики (стр. 9 из 15)

33

Тема 9.

Становление радиовещания и телевидения в Казахстане.

Первые радиостанции в Казахстане появились 1923 году. Часть из них была восстановлена, часть – переведена из центральных районов России. В мае 1929 года, когда правительство переехало из Кзыл-Орды в Алма-Ату, там работал лишь один радиоузел, а всего по республике их было три, общей мощностью 15 киловатт. К началу 1931 года в Алма-Ате завершилось строительство сооружений широковещательной радиостанции, а в июне того же года в республике действовало уже 84 радиоузла и более 12 тысяч

радиоточек. Для руководства радиовещанием и радиофикацией при казахском управлении связи был создан радиоцентр, в подчинение которого входили все радиоузлы и вещательные радиостанции. В начале 1940 года была сдана в эксплуатацию радиовещательная станция РВ-90, дальность ее действия по сравнению с существовавшей до этого РВ-60 значительно увеличилась. Большую роль сыграло радио в дни войны, став трибуной для патриотической переклички фронта с тылом. После войны мощность радиовещательных станций значительно возросла. Прием программ республиканского вещания почти по всей территории Казахстана осуществлялся бесперебойно. К концу шестидесятых годов вещали четыре республиканских канала и 16 областных, вещание велось на шести языках. В середине пятидесятых годов на радио появился жанр сатиры, практиковались радиофельетоны и критические выступления. Казахское телевидение открылось во второй половине пятидесятых годов. Впервые позывные трех казахстанских телевизионных студий – Алма-Атинской, Карагандинской и Усть-Каменогорской – прозвучали в эфире в 1958 году. Через десять лет действовало уже 15 студий телевидения и 35 ретрансляторов. Журналисты Казахстана осваивали новые технологии. На казахском телевидении было создано специальное творческое объединение «Казахтелефильм». В декабре 1967 года на фестивале телевизионных фильмов, проходившем в Москве, лучшим телевизионным фильмом для детей и молодежи была названа лента Целиноградской студии телевидения «Солнце нарисовал я», а «Сказ о беркутчи». Алма-атинской студии получил приз «Литературной газеты». В 1968 году на фестивале кино- и телефильмов студий Средней Азии и Казахстана диплом 1 степени за лучший художественно-музыкальный телефильм и диплом за лучшую

операторскую работу были вручены Алма-Атинской студии за фильм

34

«Мелодии нашего города». Главным идейным направлением радиовещания и телевидения являлась пропаганда революционных традиций и политики Коммунистической партии. Радио и телевидение систематически выпускали программы об октябрьской революции, о ее вождях, о руководящей и направляющей роли партии. В эфире постоянно звучали выступления участников октябрьских событий, гражданской и великой Отечественной войн, ударников пятилеток и социалистических соревнований. Вводились новые циклы и рубрики, отвечавшие требованиям идеологической работы, предъявляемым в то время радиовещанию и телевидению. При этом использовались разнообразные жанры. На радио стали выпускаться радиофильмы, радиокомпозиции, радиогазеты, на радио и телевидении проводились кружки политического просвещения, выпускались специальные программы. Темами были рост политической и трудовой активности, инициативы широких масс, благосостояние и культура советских людей, новое на предприятиях, стройках, в колхозах и научных учреждениях, в общественной жизни и быту. Фестивальные программы были подчинены пропаганде идей интернационализма, показу нерушимой дружбы народов, достижений в честь страны, воспитанию качеств советского патриотизма. Одно из центральных мест отводилось программам о передовиках производства, освещению социалистического соревнования, ходу пятилеток. Широко освещалась подготовка к 50-летию Советской власти. Большим разделом юбилейной программы стал цикл «Лениниана». Был проведен радиотелевизионный фестиваль областей Республики, юбилейная радиоэстафета городов, возникших за годы советской власти. Развивалось своеобразие жанров, журналисты часто использовали архивные материалы, на радио стали выпускать радиокниги. В 1967 году в Москве проходили дни культуры и искусства Казахстана. В течение недели всесоюзное радио транслировало более 120 очерков, репортажей, радиокомпозиций и других материалов, подготовленных Казахским радио. Большим событием явился выход на всемирную арену. Программы казахского радио и телевидения транслировались в павильонах всемирной выставки в Монреале и по сети Канадской телевизионной корпорации Би-Би-Си. Объем среднесуточного радио и телевещания увеличивался с каждым годом, постепенно проходила дифференциация передач применительно к различным категориям аудитории. В этом плане показательно создание информационно-музыкальной и литературно-художественной программы на казахском языке «Шалкар» и

35

радиостанции «Сельская жизнь». Вводились специальные рубрики, радиожурналы, такие как «Советский воин», «Наука и техника», «Наш календарь», «Казахстан индустриальный» и т.д. Программы субботних и воскресных дней стали отличаться передачами познавательного и эстетико-воспитательного характера. Движение рабочих и сельских корреспондентов захватило также деятельность телевидения и особенно, радио, где внештатных сотрудников порой насчитывалось более 200 человек. На крупных промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, в районных центрах создавались специальные радиопосты. Одной из популярных форм пропаганды социалистического соревнования и выполнения принятых обязательств явились радиодни районов. Специальные передачи готовились по письмам, приходившим в редакции. На их основании была введена одна из самых популярных в то время форм известий «Эстафета новостей». В целом, выполняя функции средств информации, источника знаний и просвещения, радио и телевидение Казахстана в то же время исполняло стабильную роль партийного агитатора и пропагандиста.

Тема 10.

Годы кризиса «развитого социализма». СМИ Казахстана в период «перестройки». СМИ независимого Казахстана.

Еще в годы становления советской власти жесткая линия партийного руководства привела к подавлению всех проявлений оппозиционности. Воцарился жесткий догматизировавшийся идеологический монополизм. Над всеми средствами массовой информации осуществлялся тотальный контроль. Поставленная в жесткие условия, журналистика оказалась в рамках всевозможных запретов и ограничений, от нее требовалось проведение «партийной линии» во все сферы жизни. СМИ пришлось играть роль идеологического инструмента партии. В то же время, несмотря на специфические условия, в которых развилась журналистика Казахстана в отличие от мировой, она немало делала для развития аудитории, росла профессиональная база и мастерство работников СМИ. Период изменений во властных структурах, в высшем партийном руководстве, с приходом к власти группы во главе с Л.И. Брежневым, ознаменовался не только постепенным спадом и незавершенностью экономических реформ. Возник так называемый идеологический застой. Для журналистики страны исторически

36

сложился такой момент, когда для дальнейшего развития необходимо было поступательное движение общества в целом. Сама по себе социалистическая журналистика связана с развитием общественной мысли и политического движения групп и организаций, выступающих за интересы трудящихся. Вся проблема в том, что выражаемые интересы общества стали подменяться в соответствии с запросами политической элиты, которые не оказывали негативного воздействия на общее развитие журналистики как средства массовой коммуникации, но превратили ее в пособника режима, тормозя тем самым ее социальное развитие и приводя к потере доверия масс. В этот период роль журналистики Казахстана, как и всей страны, в основном сводилась к дальнейшему формированию коммунистического мировоззрения и полнейшему отрицанию альтернативных форм общественной жизни. Во времена «холодной войны» 50-начала 80-х годов между буржуазной журналистикой и социалистической сложились отношения жесткой конфронтации. В печати, на радио и телевидении формировался агрессивный образ врага, выпускались специальные передачи о «буржуазном мире». В основном казахстанские СМИ повторяли идеологические разработки центральных советских изданий и программ, их деятельность находилась под постоянным контролем партийного аппарата. Широко обсуждались в СМИ директивы по новому пятилетнему плану. Сохранялись темы социалистического соревнования, достижений трудящихся, патриотического воспитания. Курс задавали главные партийные издания. При этом массовая аудитория, отходя от экономических и политических проблем, все больше интересуется новостями культуры и науки, жизнью зарубежных стран. Переходный период в развитии общества, в том числе и сфере журналистики, открыто начался в 1985 году, после провозглашения в СССР политики перестройки. Это привело к постепенной ликвидации цензуры и жесткого идеологического контроля, развитию гласности, расширению свободы журналистской деятельности, формированию независимых СМИ. Следует отметить, что в казахстанской журналистике эти процессы проходили во-первых, вслед за российской, во-вторых, медленнее, чем в российской журналистике. На страницах газет появились материалы об изменениях в управлении экономикой, критика застойного периода, освещение хода реформ. Появились печатные органы новых политических партий. Одним из главных достижений стало освещение белых пятен Отечественной истории в СМИ и официальная реабилитация деятелей алашского