Смекни!
smekni.com

С. А. Зайцев первый директор Яльчикской средней школы стр. 83-84 (стр. 1 из 34)

История

Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики

( к 130- летию школы)

Автор П.Н.Чернов.

Содержание:

І. Дореволюционный период.

1.Введение стр. 2-4

2.Малояльчиковское начальное инородческое (чувашское) училище стр.4-9

3.Малояльчиковское двухклассное инородческое училище Министерства

народного просвещения стр.9-12

II. Советский период

1.Вступление стр.12-13

2.Малояльчиковская советская единая трудовая школа 2-й ступени стр.13-15

3.Малояльчиковская школа – восьмилетка стр.15-16

4.Малояльчиковская школа крестьянской (колхозной) молодежи стр.16-17

5.Яльчикская средняя школа стр.17-19

6. Школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) стр.19

7.О героических подвигах воспитанников школы на фронтах Великой

Отечественной войны (1941-1945г.г.) стр.19-26

8. Наши учителя- участники Великой Отечественной войны стр.27-31

9. Об этом мечтали наши деды стр.31-66

III. Жизнь школы перед распадом и после распада СССР стр.67-79

IV. Учителя и воспитанники школы.

1.Учителя Малояльчиковской школы стр.80-82

2.С.А.Зайцев - первый директор Яльчикской средней школы стр.83-84

3.Герои Советского Союза А.Ф.Беляев и Н.И.Иванов стр.85-99

4.Генерал- лейтенант Е.И.Майков стр.100-101

5. Прославленный летчик А.Е.Ефимов стр.102-103

6.Герой Социалистического Труда В.А.Никитин стр.104

7.Организатор комсомола в Ч Чувашии В.Д.Дмитриев стр.105-106

8.Академики, доктора наук и первые ученые стр.106-119

9.Выпускники школ - народные депутаты стр.120-121

10. Почетные работники юстиции и МВД, полковники милиции стр.122-124

11.Полковники Советских Вооруженных Сил и Российской Федерации стр.125-127

12.Спортсмены нашей школы стр.128-131

13.Выпускники школа - известные люди искусства стр.132-140

14.Писатели, поэты стр.140-142

15.Воспоминания выпускников стр.143-146

16.Партийные, советские и государственные работники стр.147-155

17.Организаторы производства и почетные работники стр.156-164

18.Плчетные работники культуры, искусства, журналисты стр.165-170

19.Ученые и научные работники стр.170-184

20.Почетные работники народного просвещения стр.185-192

21.Почетные работники здравоохранения стр.193-195

22.Руководители Яльчикской школы стр.196-197

23.Учителя и воспитатели Яльчикской школы стр.198-265

История Яльчикской

средней школы Яльчикского

района Чувашской Республики.

I. Дореволюционный период.

I. Введение.

В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат. Вся политика царского правительства, в том числе и политика в области народного просвещения, была направлена на то, чтобы держать в рабстве и невежестве национального меньшинства. Царское правительство ревностно русифицировало нерусское население. « Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отчества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом»,- говорил один из министров «народного» просвещения Д.А.Толстой в годы, когда жизнь настойчиво требовала образования масс, и царское правительство вынуждено было дать элементарную грамотность хотя бы части нерусского населения. С целью русификации в нерусских областях строились монастыри и церкви, принудительно обращалось в православие население, открывались миссионерские школы и прочее.

Появление миссионерских школ в Казанском учебном округе началось с назначения в Казань архиепископа Гурия, причисленного впоследствии к «Лику святых» за свою верную службу режиму колониального угнетения.

Учителями в этих миссионерских школах были невежественные отставные солдаты, монахи и попы. В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат Филимон Филатов, который и сам еле читал по слогам, а писать и совсем не умел. Население боялось этих поповских школ. Учащихся набирали насильно, хватали первого попавшегося зазевавшегося парня. Нередко будущий ученик в школу доставлялся связанным, сопровождаемый родственниками, причитавшими над ним, как над покойником. И было от чего плакать. Учащиеся подвергались истязаниям, от которых нередко умирали. Наиболее же решительные и непокорные убегали. Немудрено, что такие миссионерские школы за свои 50 лет существования первой половины XIX века во всем Поволжье дали менее сотни служителей православной церкви.

В связи с общим общественным движением в России в 60-х годах XIX века среди насильно окрещенного чувашского народа началось «отступничество». Чуваши массами отходят от православия. Никакие насильственные меры / в том числе - лишение соли/ не помогали. Защитники самодержавия и православия почувствовали, что нужно изыскивать более тонкие методы одурманивания масс. «Просветитель инородцев» Ильминский предложил целую систему духовного закабаления приволжских народов. Ильминский так же, как и его предшественники, считал, что инородцам необходимо давать только религиозное просвещение, которое должно идти через миссионерские школы. Он предлагал вести обучение на русском языке, а пользоваться родным языком – только до усвоения русского языка. Родной язык играл подсобную роль, а орудием обучения становился русский язык. Ильминский допускал назначение учителями и лиц нерусской национальности. Учебники народного языка должны были печататься русскими буквами. Ничего светского в миссионерских школах не допускалось. Учителей, решившихся давать крупицу «светской» науки, беспощадно изгоняли из школы. В результате обучения в школах по системе Ильминского чуваши/ так же и инородцы/ должны были слиться с русским народом, как по вере, так и по языку должны были окончательно обрусеть. Система Ильминского по своим целям была глубоко реакционна. Но все же благодаря деятельности Ильминского, его сподвижников среди чуваш появилась грамотность.

Насаждению грамотности среди чуваш отдал всю свою жизнь известный педагог И.Я.Яковлев. По рекомендации влиятельного в учебном мире Ильминского, И.Я.Яковлев в 1875 году был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Примерно с этого времени в местностях, населенных чувашами, стали возникать школы, содержащиеся на средства земств и министерства народного просвещения. Это было большим шагом вперед. « Министерские» и «земские» школы, в отличие от миссионерских, имели четырехгодичный срок обучения, были лучше оснащены материально и имели более квалифицированный учительский состав. Правда и эти школы были под большим влиянием идей Ильминского, но все же, по сравнению с «миссионерскими» школами, в «министерских» и «земских» школах религиозное просвещение осуществлялось в меньшей мере.

С началом организации чувашских школ Яковлевым миссионерские школы начинают постепенно отмирать. Все меньше и меньше становится желающих отдавать своих детей в эти школы, и в 1913 году эти школы совершенно прекращают свою деятельность, и чуваш остаются только министерские и земские школы.

У современного молодого человека как-то не укладывается в уме, что население Чувашии, имеющей сейчас десятки высших учебных заведений, по 8-10 средних школ в районе и девятилетнюю школу в каждом большом селении, еще совсем недавно было почти поголовно неграмотно. Еще незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции грамотных на селе можно было пересчитывать на пальцах. Вот данные 1911года. В 1911 году в Поволжье проживало около одного миллиона чуваш/ по переписи 1897 года- 985.000 человек/. Из них количество детей школьного возраста составляло 84 тысячи, а в школе учились только 28 тысяч. Охвачено было школой 32% детей школьного возраста, или 0,54% всего чувашского населения, т.е. училось 54 человека из 10 тысяч чуваш.

2.Малояльчиковское начальное инородческое училище.

Спустя два года после назначения И.Я.Яковлева инспектором чувашских школ на одном из сельских сходов крестьян базарного села Малое Яльчиково, после долгих пререканий, был написан приговор, в котором ходатайствовалось об открытии школы. Формально крестьяне и спрашивают, а правительство милостиво и быстро открывает школу. На самом деле вопрос об открытии школы крестьянами поднимался давно, но начальство под тем или другим предлогом все откладывало. С назначением же И.Я.Яковлева инспектором яльчиковцы нашли хорошего ходатая, и, наконец, инспектор народных училищ IV участка Казанской губернии уведомил Тетюшский училищный совет отношением от 14 февраля 1878 года за №36 о том, что с 1 апреля 1878 года в Малом Яльчиково открывается одноклассное инородческое /чувашское/ начальное училище. Причем государство брало на себя лишь заработную плату учителя, а расходы по найму и содержанию помещения должно было возмещать само население.

Подыскано и арендовано помещение – дом Моисея Беляева. Была установлена плата за обучение: на расходы по школе один рубль серебром с каждого ученика. Учителем был назначен сын крестьянина – чуваша села Байдеряково Александр Никифорович Доброхотов, окончивший Тетюшское уездное училище, заведующим училищем – Байдеряковский поп Миролюбов/ свояк А.Н.Доброхотова/. Желающих учиться было так много, что, набив до отказа девятиаршинную избу, многим отказали. В основном в школу принимали детей зажиточных чуваш. Было принято примерно 50 детей разного возраста, от 10 до 17-ти лет.

Полгода учили на чувашском языке, читали «священную историю». Параллельно шло изучение русского языка.

Когда же накопили небольшой запас русских слов, учение было переведено на русский язык. Главными предметами в школе были: «Закон божий», чтение священных книг, пение христианских молитв и церковных песен/ из свидетельства об окончании училища/. Особенно много внимания и времени уделялось исполнению церковных песен. Каждый день учение начиналось с молитвы. Дежурный ученик читал молитвы, а класс пел. Кончались уроки тоже молитвами. Ежедневно по одному часу отводилось на разучивание церковных песен, хотя по плану предусматривалось в неделю: