Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма» Составитель (стр. 1 из 5)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра культурологии

ИСТОРИЯ КОСТЮМА

Методические рекомендации к занятиям

по дисциплине «История костюма»

Составитель:

З.Н. Сазонова

Владимир 2010


УДК

ББК

Рецензент

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории

Владимирского государственного университета

В.В. Соловьева

Печатается по решению редакционного совета

Владимирского государственного университета

История костюма : методические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма» / Сост. : З. Н. Сазонова. — Владимир : Изд-во Владимирского гос. университета, 2010. – 41 с.

Содержат планы семинарских занятий.

Предназначены для студентов направления 031400 – «Культурология» очной формы обучения при изучении курса «История костюма».

Библиогр.: 32 назв.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Костюм стран Востока (1 тысячелетие до н.э.)…………….

5

Тема 2. Костюм античного общества: Древняя Греция и Рим………………………………………………...

8

Тема 3. Греческий и римский театр. Костюм Византии……………………………………………………..

12

Тема 4. Костюм Средних веков. (VIII-XI вв.)……………………….

16

Тема 5. Костюм Средних веков (XI-XIII вв.)………………………..

20

Тема 6. Костюм Средних веков. (XIII-XV вв.)……………………...

24

Тема 7. Костюм эпохи Возрождения и Нового времени (XV-XVIII вв.)……………………………………

28

Тема 8. Моды и костюмы XIX века………………………………….

33

Тема 9. Моды и костюмы XX века…………………………………..

37

История костюма

методические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма»

Составитель:

Сазонова Зоя Николаевна

Ответственный за выпуск – зав. кафедрой доцент С.В. Погорелая

Подписано в печать

Формат. Усл. печ. л. Тираж 100 экз.

Заказ

Издательство

Владимирского государственного университета.

6000000, Владимир, ул. Горького, 87.


ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации разработаны по дисциплине «История костюма» для специальности 031401 – «Культурология» в соответствии с требованиями, предусмотренными государственным образовательным стандартом специальности. Данный курс изучается в течение одного семестра и предусматривает проведение лекционных, семинарских занятий, выполнение студентами тестовых заданий, сдачу зачета.

Предмет изучения курса – костюм разных стран и эпох, предпосылки возникновения костюма, процесс исторической эволюции костюма и моды.

Цель курса заключается в том, чтобы помочь совершенствованию профессиональных и общекультурных навыков будущих специалистов-культурологов; дать им представление о смысле, особенностях развития истории костюма от древнего периода до наших дней, помочь разобраться в оригинальных моментах моды, свойственных разным историческим периодам.


Тема 1. Костюм стран Востока (1 тысячелетие до н.э.)

За 5 тыс. лет до Р.Х. в Азии и долине Нила уже существовали художники, строители, воздвигавшие дворцы, ученые, мастера, изготовлявшие разные льняные и шерстяные материи. Уже и тогда жители Египта и других стран, лежавших по течению Тигра и Евфрата, носили одежды, изготовление которых требовало немалой техники. Такие вещи как мужское и женское платье, плащ, панталоны, пояс, шляпа, башмаки, веер, опахало и даже зонтик, приобрели особый, вполне определившийся характер за много тысяч лет до нашего времени. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на памятники Древнего Востока. Эти основные формы остались неприкосновенными на протяжении веков культурного развития, несмотря на постоянное стремление народов к новизне, поэтому между одеждой прошлого и настоящего существует постоянная, живая связь, обусловленная необходимостью, во-первых, защищаться от влияния климата, во-вторых, украшать свое тело. (Ф. Коммиссаржевский, «История костюма»)

План

1.Костюмы стран Востока.

– Сирийцы и финикийцы.

– Ассиро-Вавилония.

– Персия.

– Египет. Одежда божественного пантеона. Косметика.

– Народы Малой Азии.

2. Аксессуары – украшения, головные уборы.

3. Ткани. Вышивка. Орнаменты.

4. Анализ форм и пропорций, общих характерных особенностей костюмов народов древнего мира.

5. Мотивы костюмов древнего мира в мире современном. Детали одежды, орнаменты, украшения, материалы.

Вопрос 1

Найдите описания костюмов, принадлежащих странам Востока: Сирия, Финикия, Ассиро-Вавилония, Персия, Египет, народы Малой Азии. Обратите внимание на особенности одежды, связанные с климатом, зависимостью от влияния соседних стран и племен. Общие детали и различия. Египетский костюм, Древнее Царство, Новое Царство. Ассирийские и египетские барельефы. Изображения богов и фараонов.

Вопрос 2

Найдите описания ювелирных украшений, свойственных странам Востока. Обратите особое внимание на украшения Египта. Украшения династии фараонов. Проанализируйте сословное и религиозное значение украшений и головных уборов.

Вопрос 3

Производство тканей в странах Востока. Страны-поставщики тканей. Финикия. Финикийские пурпурные ткани. Наиболее используемые ткани: зависимость от климата, доступность, сословные различия.

Вопрос 4

Проанализируйте формы и пропорции, а также общие характерные особенности костюмов народов Древнего мира. С чем связано сходство? Взаимовлияние народов, завоевания, природные условия. Какие детали костюма являются повторяющимися?

Вопрос 5

Выберите орнамент, деталь, характерный для костюмов Древнего мира – и сопоставьте с модами любого исторического периода. Какие мотивы костюмов Древнего Востока были позаимствованы в наше время. Великобритания, 1930-е годы.

Литература

1. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев – М. : Высш. шк., 2002. – 511с. – ISBN 5-06-004105-0.

2. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.

3. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.

4. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.

5. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.

6. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.

7. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.

8. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006 – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.

9. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.

10. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.

11. Матье, M. Э. Во времена Нефертити / М. Э. Матье – М.-Л. : «Искусство», 1965.

12. Шуринова, Р. Искусство древнего Египта: Живопись. Скульптура. Архитектура. Прикладное искусство. / Р. Шуринова – М., 1972.

13. Яковлев, Е. Г. Эстетика [] : учебное пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 1999. – 464 с. – ISBN 5-7975-0121-Х.

Тема 2. Костюм античного общества: Древняя Греция и Рим

Культура Греции, развивавшаяся в соприкосновении с более развитым Востоком, в области костюма не избежала влияния своего старшего соседа, но потом было найдено свое решение, только Элладе подходящее и только в ней возможное. Эта идея создания костюма формировалась соответственно образу жизни людей, тяготела к соединению со скульптурой, реагировала на гимнастические упражнения и военные действия. Наконец, она получила философское подтверждение в теоретическом определении как «союз пользы, блага и эстетической ценности». Украшение, приносящее пользу – по Платону, совершенное по производству – Аристотель, точное по своему назначению – Сократ. Культ здорового тела и физических упражнений, законы гармонии и ритма, музыкальности и поэтичность требовали соответствующего одеяния. Ремесло Эллады быстро достигает уровня искусства, становится им, воспитывая вкус и прививая любовь к прекрасному. (Р.В. Захаржевская, «История костюма»)

План

1. Исторические предпосылки возникновения античного костюма.

2. Образцы античного костюма в скульптуре и росписи. Пластическая композиция силуэта.

3. Основы построения античного костюма. Ткани. Женский и мужской костюм: отличия.

4. Виды античной одежды:

– экзомис, экзомида,

– хитон,

– пеплос,

– гиматий,

– хламида,

– хлена,

– тога.