Смекни!
smekni.com

Конституции зарубежных стран (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

1. Понятие и значение конституций зарубежных стран

2. Сущность и содержание конституции

3. Разработка, принятие и изменение конституции

4. Порядок внесения в конституции изменений и дополнений

5. Виды конституций

6. Институт конституционного контроля

Заключение

Список источников

Введение

В переводе с латинского слово означает "устанавливаю", "учреждаю". В юридическом значении конституция - это документ учредительного характера.

Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря - ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционного характера, например Орудие управления 1653 г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679 г. и др. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г.

Подавляющее большинство зарубежных юристов-государствоведов ограничиваются примерно таким формально-юридическим определением конституции, но с учетом ее содержания в соответствующей стране. Сказанное относится к юристам как старого, так и нового поколения. Вот что по данному вопросу писали английские государствоведы Е. Уэйд и Г. Филлипс: "Под конституцией обычно понимают обладающий особым правовым значением документ, в котором определяются основы организации, а также функции органов управления государства и формулируются принципы, определяющие деятельность этих органов".

В независимых государствах, принявших первые конституции в конце XVIII-XIX вв., сложились неодинаковые социально-экономические и политические условия, что не могло не отразиться на характере их конституций. В целом можно выделить две группы государств: те, в которых в ходе революции буржуазия победила дворянство, и те, в которых в ходе борьбы между этими крупными социальными силами был достигнут политический компромисс. К последним можно отнести также государства, где буржуазные преобразования начались сверху, как это имело место, например, в Швеции.

Для современных конституций характерно также осуществление идеологической функции. Ее целью является признание конституции всеми социальными слоями общества. Анализ современных основных законов показывает, что все они пронизаны идеологическими установками, лозунгами, содержат нормы о равноправии всех людей, народном или национальном суверенитете, провозглашают охрану семьи как низовой ячейки общества, охрану здоровья, природы и окружающей среды и т.д. Согласно Конституции Бельгии все власти исходят от нации, а вопросы коммунального и провинциального характера могут быть предметом народной консультации (ст.32 и 41). Статья 28 Конституции Италии устанавливает ответственность должностных лиц и публичных учреждений за действия, совершенные в нарушение чьих-либо прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется на государство и публичные учреждения. Статья 2 Конституции Македонии устанавливает, что "в Республике Македония суверенитет исходит от граждан и принадлежит гражданам". Однако многие зарубежные ученые вынуждены признать, что народ не осуществляет государственную власть, но в демократических государствах важно, чтобы власть осуществлялась в интересах народа.

1. Понятие и значение конституций зарубежных стран

В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности. На это указывал еще проф. А.Д. Градовский. Он писал: "Основным и общим признаком конституционных форм является то, что можно назвать самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она ни находилась, в руках народа или монарха с народным правительством". Об этом же говорят и современные зарубежные ученые. Так, Ч. Бирд определял конституцию как документ, устанавливающий пределы управления, предписывающий его полномочия и определяющий свободы лиц и граждан.

Таким образом, принятие конституций было, бесспорно, прогрессивным актом.

В отличие от других нормативных актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано прежде всего с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой.

Переход к новому общественному строю в Европе в начале XIX в., потребовавший установления пределов осуществления государственной власти и принятия первых буржуазных конституций, поставил перед учеными и составителями конституций вопрос о том, какие институты должны закрепляться в основных законах, а какие следует относить к текущему законодательству. Но даже основатели договорной теории образования государства не смогли более или менее определенно ответить на этот вопрос.

Не менее важно было получить ответ на данный вопрос английским ученым, поскольку в их стране нет писаной конституции и все парламентские билли принимаются на основе одинаковой процедуры. Тем не менее ученые выделяют правовые акты, которые обладают высшей юридической силой и носят конституционный характер. В своей книге "Левиафан" Гоббс термин "основной закон" определил как "такой закон, отмена которого разрушила бы государство и вызвала бы полную анархию". Еллинек подходил к определению "основной закон" следующим образом: "содержание основного закона заключается в основных началах организации государства и его компетенции, а равно в указании тех принципов, на которых построено признание прав подданных".

Следует признать, однако, что в силу различных факторов в содержании конституций каждой конкретной страны имеются существенные особенности. Так, в некоторых из них отсутствуют нормы, определяющие порядок формирования отдельных государственных органов, а делается лишь отсылка к соответствующему закону. В Конституции же Франции 1958 г. нет главы, посвященной правовому положению личности. При этом дается отсылка к Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле Конституции 1946 г. Но тем самым указанным актам придается характер действующих правовых норм. В то же время Конституция Италии 1947 г. уделила этому вопросу очень большое внимание. Правовому положению личности посвящены раздел "Основные принципы" и четыре главы части первой, закрепляющие гражданские, политические, социально-экономические права, права в области образования и культуры. То же самое можно сказать и о многих других конституциях, принятых после Второй мировой войны. Практически во всех зарубежных конституциях имеются нормы, закрепляющие господствующие виды собственности - одну из основ общественного строя.

Содержание конституций позволяет говорить о многих из них как об основе всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими для различных отраслей права: не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового и др.

Значение конституции как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное противоречие.

Однако прямого указания в конституциях на их верховную силу по сравнению с простыми законами и другими нормативными актами, как правило, не содержится. В качестве исключения можно назвать основные законы Португалии, Ирландии, Японии. Так, ст.98 Конституции Японии гласит: "Настоящая Конституция является верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты и другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы". Статья 277 Конституции Португалии устанавливает: "I. Являются неконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, в ней закрепленные".

Но хотя в большинстве конституций зарубежных стран не содержится специальных норм о верховенстве конституций, это обычно вытекает из статей, которые определяют юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и других нормативных актов. Так, ст.161 Конституции Испании вменяет Конституционному суду в обязанность рассмотрение заявления о конституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона. Объявление юридической нормы, имеющей силу закона, неконституционной лишает ее этой силы.

Однако в тех конституциях, где нет соответствующих положений, суды обязаны в своих решениях руководствоваться принципом верховенства конституционных норм перед другими нормативными актами.

Единственным исключением из этого правила являются Великобритания и Новая Зеландия, в которых нет писаных конституций и все законы имеют одинаковую юридическую силу.

В федеративных государствах признается и провозглашается верховенство конституции федерации перед конституциями и другими нормативными актами ее субъектов. Так, в части второй ст. VI Конституции США устанавливается: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов... являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления".