Смекни!
smekni.com

Конституционная характеристика правового статуса личности (стр. 11 из 16)

Рассматривая соотношение социальных и экономических прав, следует заметить, что экономические права первичны и возникли раньше, чем социальные права. Без гарантий экономических прав, без развитой экономики невозможно реализовывать социальные программы. Государство выполняет возложенные на него социальные функции посредством формирования годового бюджета и бюджетов каждой социальной программы. А соответствующие бюджеты формируются из тех денег, которые идут в виде налогов от предпринимателей.

Несмотря на существующие отличия экономических прав от социальных, следует сказать о наличии единой системы прав и свобод человека и гражданина. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается, что "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами". Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции от 4 декабря 1986 г. провозгласила "неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав".

Приведенные суждения не следует рассматривать как попытку оторвать экономические права от других конституционных прав. Считаем, что экономические права следует не объединять с социальными, а рассматривать наряду с политическими, гражданскими, социальными и культурными. Ни в Декларации прав и свобод человека и гражданина, ни в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах нет понятия "социально-экономические права". Думается, что, перечисляя экономические, социальные и культурные права, на первое место следует ставить именно экономические как основу для социальных и культурных прав, что и делается в Международном пакте 1966 г.

Если рассматривать экономические права отдельно от социальных и культурных, возникает вопрос о видах экономических прав и свобод. Экономические и социальные права в системе конституционных прав и свобод занимают достаточно близкое положение. Поэтому весьма важно сделать попытку их разделить.

По мнению Е.А. Лукашевой, к экономическим правам относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов[67]". При этом Е.А. Лукашева отводит праву на труд ведущее место в каталоге экономических прав.

А.Н. Кононенко к экономическим правам относит: право на труд, право на справедливую оплату за труд; право собственности; свобода деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг; право на предпринимательскую деятельность[68]. Следует отметить, что понятие "предпринимательская деятельность", на наш взгляд, включает в себя "производство, обмен, распределение товаров и услуг". В связи с этим вызывает сомнение отнесение к экономическим правам права на потребление товаров и услуг, так как данная деятельность не является экономической, а гражданин, потребляющий товары и услуги, использует их исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Г.А. Гаджиев в число основных экономических прав включает "конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции), право частной собственности (ч. 1 ст. 35 Конституции), право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36 Конституции), право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции)[69]". Кроме того, автор полагает, что к числу конституционных экономических прав можно отнести право предпринимателей на защиту от незаконной конкуренции, которое может быть выведено из ч. 2 ст. 34 Конституции России. Считаем данную возможность законным интересом. По мнению Н.В. Витрука, законный интерес, как и юридическое право, есть возможность личности по пользованию социальными благами, которая выражается в правомочиях носителя законного интереса действовать определенным образом, требовать определенного поведения от обязанных лиц, органов и учреждений, обращаться за защитой к компетентным государственным и общественным организациям[70]. "Законными интересами являются интересы личности, которые непосредственно не охватываются содержанием установленных законом прав и свобод, но подлежат защите со стороны социалистического государства, охраняются законом[71]". Законные интересы наряду с правами, свободами и обязанностями являются необходимым дополнительным элементом правового статуса граждан и других лиц.

В науке существует мнение, что экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право частной собственности на землю, право наследования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда[72].

Включение права на труд в число экономических прав аргументируется тем, что понятие "трудовая деятельность" более широкое по своему содержанию, чем "предпринимательская деятельность". Исходя из того что любая предпринимательская и экономическая деятельность является трудовой деятельностью, делается вывод, что право на труд - экономическое право. Однако данная позиция не соответствует существу данного конституционного права и целям его закрепления в Основном Законе. Согласно ст. 37 Конституции РФ наемным работникам, вступающим в трудовые отношения с работодателем (в большинстве случаев предпринимателем), предоставляются следующие социальные права: свобода труда, запрет принудительного труда, защита от безработицы, право на отдых и др. Таким образом, конституционное регулирование направлено на поддержку лиц, не имеющих права частной собственности на средства производства, являющихся наемными работниками. Полагаем, что правы те авторы, которые относят свободу труда к группе социальных прав, признавая вместе с тем ее некоторую экономическую направленность.

Актуальным является вопрос об отнесении к экономическим правам права на интеллектуальную собственность. Это право получило конституционное закрепление в ст. 44 Конституции РФ, которая провозглашает, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". Конституция относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Таким образом, Конституция РФ возлагает на государство обязанность по защите права интеллектуальной собственности.

Положения Конституции получают развитие в отраслевом законодательстве. Статья 128 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что к объектам гражданских прав относятся результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). Обоснованность данной формулировки вызывает сомнения. "Здесь смешаны воедино объекты гражданского права ("результаты интеллектуальной деятельности") и права, которые возникают на эти объекты ("исключительные права" или "интеллектуальная собственность"). Между тем объект - это то, на что воздействует право; объект и право на объект всегда различаются. Поэтому следует признать, что приведенная выше цитата из ст. 128 ГК содержит очень серьезную ошибку[73]".

Определение понятия "интеллектуальная собственность" содержится в ст. 138 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

На наш взгляд, право на интеллектуальную собственность можно отнести к конституционным экономическим правам и свободам. Правовой режим у права на интеллектуальную собственность схож с режимом права собственности. Субъект исключительного права наделяется по отношению к результатам интеллектуальной деятельности субъективными правомочиями, основанными на запрете пользования данными объектами для других лиц. Субъект права собственности на материальный объект вступает в общие правоотношения со всеми другими субъектами, в которых, так же как и собственник интеллектуальной собственности, имеет субъективное право, а все остальные обязаны не нарушать его право собственности.

С развитием общества, цивилизации и культуры интеллектуальная деятельность будет приобретать все более заметное значение в экономике. Поэтому право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, безусловно, должно быть защищено Конституцией и другими законами. В связи с тем что интеллектуальная деятельность играет и будет играть важнейшую роль в экономических отношениях, право интеллектуальной собственности должно быть защищено теми же способами и средствами, что и экономические права.

Дискуссионным является вопрос об отнесении к конституционным экономическим правам права наследования. Считаем, что право наследования является продолжением права частной собственности и не может быть выделено отдельно в классификации конституционных экономических прав и свобод. Представляется, что в данном правомочии нет экономической сущности, т.к. при наследовании не возникает производственных отношений. Данное правомочие является одной из гарантий права частной собственности, т.к. гарантирует собственнику переход его имущества к наследникам после его смерти, а также наследникам причитающееся им наследство.