Смекни!
smekni.com

Тимофеевой Светланы Ученицы Лыкошинской школы инт. №2 «История Иверского храма» (стр. 1 из 7)

Реферат

Тимофеевой Светланы

Ученицы Лыкошинской школы – инт. №2

«История Иверского храма»

Красивый храм?

Был…

К сожалению – это ретушь!

На самом деле наш храм выглядит сейчас вот так…

Впечатляет?!

Спасибо, что хоть в таком виде сохранился… Многие храмы постигла более печальная участь…

Не бережём, что имеем. А самое страшное : потерявши – не плачем.

А мне в таком случае на память приходят слова выпускницы нашей школы, поэтессы Ольги Марковой:

… Без храма в селе, как в избе без иконы!

И пусто, и грустно, и бесов полно…

Берёзы как слёзы. Склонились в поклоне.

И роща болеет, и мы – заодно!

Болезнь равнодушия к своей истории, слава богу, понемногу проходить начала, возрождаются храмы, усадьбы, в школах стали преподавать краеведение, кое-кто заинтересовался наконец-то своей родословной… Но… чаще всего – уже поздно: и людей тех нет, и архивы не найти.

Так и с нашим Иверским храмом.

Более десяти лет члены школьного краеведческого общества «Русь» пытаются найти хоть что-то, относящееся к храму: старые фотографии, сведения о священниках, авторе проекта и строителях храма, легенды, относящиеся к храму и прочее. Помогает нам все эти годы настоятель действующей церкви о. Василий, многое удалось найти, но многое ещё предстоит выяснить и эта поисковая работа продлится не один год . Дело в том, что ещё 10 лет назад не было у нас вообще никаких сведений о храме. А те, которые содержатся в некоторых краеведческих изданиях о нашем храме -не имеют ничего общего с ним. В городском музее о нашем храме есть только вот эти сведения, уместившиеся в несколько строк. И всё, что мы сейчас имеем – собрано с большим трудом по крупицам: через архивы, встречи со старожилами, историческую литературу, Интернет.

Именно нам удалось установить, что Иверский храм построен по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона - создателя русско-византийского стиля, автора и строителя главного храма страны – Храма Христа Спасителя,

создателя Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты,

парного ансамбля вокзалов Москвы и Петербурга.

В моём реферате содержится большой материал об этом талантливом архитекторе.

Собран материал об Иверском Валдайском Святоозёрском монастыре, подворьем которого была наша церковь.

О крестном ходе из монастыря к нашему храму. Когда в течение трёх дней на руках несли из Иверского монастыря большую Иверскую икону Божией матери. И было это торжественно и красиво.

Вся округа собиралась к Иверскому храму. Звонили колокола, и звон отличался каким-то особым мелодичным рисунком. Это был настоящий праздник души.

Интересовалась я историей Иверской иконы и собрала воедино всё, что смогла найти. А история этой одной из самых почитаемых икон на Руси интересна. О том, что это одна из самых известных икон говорит тот факт, что в Москве на Красной площади установлена часовня в честь Иверской иконы.

Удалось записать несколько легенд, связанных с нашей церковью.

Систематизирован материал о семье Панаевых, строителях Николаевской железной дороги. С именами братьев Панаевых и , особенно, с Кронидом Александровичем, непосредственно связана история нашего храма. Кронид Панаев был строителем храма и нами установлено уже точно, что он и его жена Александра Егоровна похоронены под алтарной частью храма.

Мы собрали материал о храме Петра и Павла на станции Любань, ведь этот храм идентичен нашему, так как построен по одному проекту. Константин Андреевич Тон, принимавший участие в строительстве «чугунки», разработал типовой проект храмов вдоль железной дороги, но, видимо, по каким-то причинам построили только два: в Любани и в Лыкошино.

Есть сведения о Петро- Павловском храме селения Пирос и о связи между нашими храмами и поселениями. Ведь Валдайка (так прежде называлось Лыкошино) относилось к Пирусской волости Новгородской губернии.

В моём реферате содержатся воспоминания жителей села, которые ещё помнят наш храм действующим. Есть видеозаписи этих бесед.

К сожалению Иверский храм действовал лишь лет 50. Построен он был предположительно в 1883, а закрыт в 1930-е. Но документального подтверждения дат начала строительства и закрытия храма нет, эти сведения ещё предстоит найти.

В 1992 году по инициативе жителей Петербурга Ноны Михайловны Шаховой и Леонида Ивановича Малышева силами жителей села была построена небольшая церковь и восстановлено богослужение.

В моём реферате есть сведения о строительстве и семье Ноны Михайловны, чей дед был старостой Иверского храма.

Основная цель моей работы – систематизировать весь имеющийся на данный момент материал о храме Иверской иконы Божией Матери. Но главная моя мечта – привлечь внимание к нашему уникальному храму, который является поистине жемчужиной не только Лыкошино, но и всего Бологовского района и , даже Тверской области.

Окружённый берёзовой рощей, посаженной руками монахов, он и сейчас привлекает людей. Арочные закругления, именуемые закомарами, похожи на кружева тонкой работы. Особую красоту храму придаёт окно в виде креста, украшающее центральную абсиду. Он и в руинах красив! А самое главное – храм ещё можно спасти! Пройдёт ещё года три – четыре и будет поздно… Храм медленно умирает. Больно смотреть, когда исчезает такая красота! Кроме того, не будем забывать – это усыпальница.

Мы, учащиеся и педагоги Лыкошинской школы, считаем, что наш храм и рукотворную берёзовую рощу нужно взять под охрану со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь охраняются же в области более двадцати старинных парков, аллей. Мы делаем всё, что в наших силах: взяли шефство над этим уголком, проводим субботники, чем можем, помогаем отцу Василию.

Но мы не реставраторы, не предприниматели. Внутрь храма нас не пускают, он находится в аварийном состоянии.

Пусть эта работа и будет вкладом, кирпичиком в восстановление Иверского храма! А если каждый положит по кирпичику – храм удастся спасти.

Смотрю на ни в чём не повинную церковь…

Берёзы растут над былым алтарём…

И хочется верить:

Раскроются двери и мы в эти двери – с молитвой войдём!

Оглавление:

1. Вступление – 1стр.

2. Храм Иверской иконы Божией Матери в посёлке Лыкошино – 7 стр.

3. Строительство Иверского храма – 13 стр.

4. Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на станции Любань Тосненского района Ленинградской области – 15 стр.

5. История Иверской иконы – 17 стр.

6. Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь – 23 стр.

7. Константин Андреевич Тон – 25 стр.

8. Легенды, связанные с Иверским храмом – 27 стр.

9. Петро-Павловский храм селения Пирос – 29 стр.

10. Заключение – 35 стр.

11. Список литературы – 37 стр.

12. Приложение – 38 стр.

Вступление.

Красота – она как праздник,

Красота – она для всех.

А Мишин.

Эти строки поэта Алексея Мишина приходят мне на память всякий раз, когда я прохожу мимо берёзовой рощи в Лыкошино и мимо храма Иверской иконы Божией Матери. Но и вопрос при этом возникает: а для всех ли наши храм и роща – красота? Видимо –нет… Иначе бы не разрушили, сохранили, сберегли…

Понимают ли люди, что, уничтожая красоту, они, прежде всего, уничтожают свою душу, калечат её. Ничто в этой жизни не проходит бесследно…

А я люблю нашу берёзовую рощу, и когда жёлтый ковёр берёзовых листьев шуршит под ногами, и когда берёзы стоят все в инее, будто сказочные, и когда весной, словно дымкой обволакивает рощу – это первые робкие клейкие листочки проклюнулись из лопнувших почек. Люблю слушать пенье птиц в листве, шум ветра и стрекотание кузнечиков. Только здесь можно оценить земную красоту.

Верю, что не только я – многие лыкошинцы любят нашу берёзовую рощу. Ведь это поистине уникальный уголок Бологовского района! Ведь роща – рукотворная, посаженная монахами. Я не знаю, есть ли ещё в районе подобное место?

Роща старая, ей более ста лет. Когда шло строительство храма ( конец XIX века), да и позже – в Лыкошине жили монахи. Вот как об этом пишет Игумения Таисия Леушинская ( в миру Мария Солопова) в «Келейных записках» : «…я незаметно доехала до железнодорожной станции Валдайки; так как лошади, привезшие меня, были монастырские, то мы и остановились у маленького деревянного домика, где жили монахи Иверского монастыря, то есть на Иверском подворье. Там давно уже ожидала меня моя матушка…».

Монахи и посадили берёзовую рощу. Посажена она была со знанием дела, с аллеями вдоль и поперёк. А главная аллея была в виде креста. При посадке деревьев учитывался окружающий ландшафт. Храм наш возведён на холме, и роща располагается с восточной , алтарной стороны. Вместе они создают впечатление полной гармонии.

Уникален и лыкошинский храм, ведь возведён он по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона - создателя русско-византийского стиля, автора и строителя главного храма страны – Храма Христа Спасителя, создателя Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты, парного ансамбля вокзалов Москвы и Петербурга. И опять я задаюсь вопросом: а есть ли в Бологовском районе храм, построенный по проекту более известного архитектора, ну может быть ещё в Хотилове – по проекту Саввы Чевакинского. И всё!

По-моему вывод напрашивается сам собой: этот уникальный уголок нашего района должен быть взят под охрану государством со всеми вытекающими отсюда последствиями! Ну, если не государством, то местные районные власти должны обратить на него внимание! Мы, ученики, педагоги делаем, что в наших силах: мы взяли этот уголок под свою опеку: поддерживаем чистоту в течение всего года, проводим субботники по уборке территории, распиливаем упавшие деревья, вырубаем дикие заросли кустарников, боремся с постоянно возникающими в роще свалками, подсаживаем берёзки. Но это всё – капля в море! Нужны более действенные меры, чтобы сохранить эту красоту. Ведь даже в развалинах, храм и сейчас привлекает людей. Арочные закругления, именуемые закомарами, похожи на кружева тонкой работы. Особую красоту храму придаёт окно в виде креста, украшающее центральную абсиду. Он и в руинах красив! А самое главное – храм ещё можно спасти! Пройдёт ещё года три – четыре и будет поздно… Храм медленно умирает. Больно смотреть, когда исчезает такая красота! Кроме того, не будем забывать – это усыпальница. Усыпальница Панаевых Кронида Александровича и Александры Егоровны.