Смекни!
smekni.com

Е. М. Скитер Александр I: личность и политика (стр. 22 из 30)

Присоединение европейских государств к Священному и Четвертому союзам отражало понимание необходимости достижения согласованных действий для решения спорных вопросов. Но противоречия между великими державами не смягчились. Политика Англии и Австрии по-прежнему была направлена на ослабление политического влияния России. В этих условиях Россия активизировала свои отношения с Францией, Испанией, Пруссией и другими государствами. Александр настаивал на сохранении конституционного порядка во Франции и стремился препятствовать распространению ультрароялистских настроений, характерных для двора и части французского дворянства, Александр I стремился вернуть Францию в ранг великой державы как необходимей элемент европейского, равновесия. Испанию он рас­сматривал как противовес возросшему влиянию Англии на юге Евро­пы и в Средиземноморье. В 1817г. Россия выступила одним из посредников в испано-португальском конфликте.

Александр I считал, что равновесие в Европе будет бо­лее устойчивым, если Австрия или Пруссия не будут иметь преоб­ладающего влияния в Германском, союзе. Поэтому российская дип­ломатия противодействовала экспансионистским планам Австрии в Германии и Италии.

Первый конгресс Четвертого союза состоялся в октябре-нояб­ре 1816г. в Аахене. В работе конгрессе участвовала и Франция. На конгрессе снова проявились англо-русские противоречия. Рус­ский проект создания международной морской силы для системати­ческой борьбы против торговли неграми и пиратства был сорван возражениями Англии, английский проект вмешательства держав в борьбу Испании с ее восставшими латиноамериканскими коло­ниями и ее умиротворения путем посредничества отвергли Россия и Франция. Англия опасалась покушения на свое морское господст­во, Россия и Франция боролись против усиления английского влия­ния.

Александр предложил план сохранения сложившегося в послевоенной Европе соотношения сия путем создания «всеобщего европейского союза», ядром которого должен был стать Священный союз. Предполагалось образование постоянного консультативного органа для решения спорных международных вопросов. Этот план встретил отпор со стороны Каслри и Меттерниха и не был принят.

Зато Александру удалось провести свои предложения относительно Франции. По его настоя­нию страны-победительницы приняли решение о выводе оккупационных войск с территории Франции и о сокращении, долга французс­кого правительства. Она была принята в число участников Священного союза. Наибольшее значение имело принятие на Аахенском конгрессе декларации держав-участниц, провозгласившей их соли­дарность в поддержании принципов «международного права, спокой­ствия, веры и нравственности», то есть, в противодействии рево­люционным движениям.

Меттерних, стремившийся противодействовать либеральному и национальному движениям в Германии, был уверен, что между либера­лизмом и революционными идеями существует теснейшая связь. Он убеждал Александра I в том, что всем монархическим государствам, включая Россию, грозят происки революционеров. При этом в общественном мнении немцев именно Россия была основным препятствием либераль­ному движению.

В инструкциях своим представителям при иностранных державах Александр не переставал напоминать о том, что «современные пра­вительства вовсе лишены опоры в сочувствии общества, тогда как, напротив, вся их сила должна бы состоять в силе тех либеральных учреждений, какими они предоставят пользоваться своим народам», что «время, в какое мы живем, требует... настоятельно, чтобы правительства... сами, по своей воле, приняли на себя обяза­тельство управлять на основаниях, точно определенных».

В 1820 г. началась революция в Испании, направленная про­тив неограниченной власти Фердинанда VII Бурбона, восстановлен­ного на испанском престоле в 1814 г. Вслед за испанской произошли революции в Италии и Португалии.

Александр считал своим долгом защищать порядок, основанный на христианских истинах. «Те же самые принципы, которые дезор­ганизуют политическую систему и раскачивают троны,- писал он Голицыну,- еще больше подрывают основы христианской религии: таков результат применения на практике теорий, проповедуемых Вольтером, Мирабо, Кондорсе и другими, так называемыми филосо­фами». Александр соглашался с Меттернихом в том, что существует разветвленная международная организация антихристианского харак­тера с центром в Париже, цель которой – «жестоко мстить всем законным правительствам». Революции Неаполя и Испании были во­енными революциями. «Революционность регулярных войск произво­дила на Александра, питомца гатчинской школы, особо потрясающее впечатление»[12].

В октябре 1820г. в Троппау открылся конгресс пяти союзных держав – России, Австрии, Пруссии, Франции и Англии. (Позднее в январе 1821 г. место заседаний бы­ло перенесено в Лайбах). Главным вопросом была выработка мер по подавлению революционных выступлений. Александр I говорил, что необходимо «принять серьезные и действенные меры против пожара, охватившего весь юг Европы и от которого огонь уже разбросан во всех землях». Основанием политики союзных правительств при этом должен быть акт Священного союза. 4 ноября 1820 г. Александр писал княгине С.Мещерской: «Мы ищем спосо­бы борьбы с империей Зла. Она быстро расширяется… Найти про­тивоядие – не в жалких человеческих возможностях. Справиться со злом может лишь Спаситель силой Своего Божественного глагола».

Главным своим помощником Александр теперь считал Меттерниха. В беседе с ним Александр призна­вал, что Меттерних вернее его судил об «обстоятельствах положе­ния», высказывал готовность исполнять его рекомендации. Он го­ворил: «В 1820 году я ни за что не поступлю так, как поступил бы в 1813 году... Вам не в чем раскаиваться; я не могу сказать того же о себе». Решимость Александра еще более укрепилась при известии о бунте в России Семеновского полка – любимого полка государя. Первым Александру сообщил об этом Меттерних, предста­вив это как свидетельство того, что и в России «неспокойно».

В ноябре 1820г. Россия, Австрия и Пруссия подписали прото­кол, согласно, которому «союзные державы обладают… правом сообща принимать предупредительные меры против государств, в которых изменение политических институтов произошло в результа­те революции, особенно когда эта революция явно противозаконна и является угрозой для безопасности других государств». Таким образом, утверждалось право вооруженного вмешательства во внутренние дела других стран.

В ходе работы конгресса вновь проявилось острое соперничест­во между Россией и Англией. В принципе не выступая против приня­тых решений, Великобритания всемерно пыталась ограничить россий­ское влияние на международные отношения. Между Александром I и Каслри постоянно происходили бурные дискуссии.

На заседаниях конгресса в Лайбахе (завершившихся в апреле) союзники обсуждали конкретные меры подавления революционных движений. Была подписана новая декларация Австрии, Пруссии и России об оккупации Неаполя австрийскими войсками. На основе достигнутой договоренности 100-тысячная австрийская армия быстро привела к повиновению Неаполь, а затем Пьемонт, где революция началась весной 1821 г. Александр был готов предоставить русские войска для подавления итальянской революции, но в итоге отказался от этой идеи, крайне непопулярной среди офицеров российской гвардии.

20 октября 1822 г. начался конгресс Священного союза в Вероне. Это был наиболее представительный форум европейских государств. Кон­гресс проходил в условиях разраставшейся революции в Испании, широкого освободи тельного движения в испанских колониях в Латин­ской Америке и начавшегося в 1821 г. греческого восстания, обос­трившего противоречия европейских держав в восточном вопросе.

Центральное место, в работе конгресса занял вопрос о револю­ции в Испании, вылившийся в обсуждение дипломатической подготовки иностранной интервенции в эту страну. Инициатором выступила Франция, опасавшаяся пагубного влияния испанских событий на внутреннее положение в своей стране, Александр к этому времени окончательно отказался от дипломатических методов урегулирования проблем революционных движений в Европе. Он вновь выразил готов­ность предоставить русские войска для подавления беспорядков. «Современное зло, - писал он Голицыну, - гораздо опаснее, чем разрешительный деспотизм Наполеона, потому что нынешняя доктрина гораздо сильнее действуют на толпу, чем военное иго, которым он держал ее в руках». На конгрессе было принято решение о француз­ской интервенции в Испании.

Во многом, благодаря деятельности Александра I европейским державам, объединившимся по его инициативе в Священный Союз, удалось отбить первую в XIX веке волну европейских революций. Венская система была сохранена. Но восточный вопрос поста­вил под угрозу существование Священного союза.

§ 3. Восточный вопрос

В период Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 годов внимание России было отвлечено от Турции и Бал­кан. Однако российское правительство продолжало рассматривать восточное направление своей политики как одно из важнейших. В период Священного союза российская дипломатия стремилась дейст­вовать в его рамках и придерживаться принципа легитимизма. Все спорные вопросы с Турцией Александр стремился решать дипломатичес­кими средствами. Он понимал, что великие державы имеют собствен­ные интересы на Востоке, противостоящие России. Тем не менее он был сторонником согласованных действий с европейскими державами в восточном вопросе, использования Священного союза в целях усиления влияния России на Ближнем Востоке.

В 1812-1814годах международная обстановка в Юго-Восточной Европе оставалась крайне напряженной. Турция, вынуж­денная по Бухарестскому мирному договору уступить России Бесса­рабию, подтвердить автономию Дунайских княжеств и предоставить самоуправление Сербии, стремилась к политическому реваншу, вос­становлению своих позиций на Балканах. В Османской империи раз­жигались религиозный фанатизм, антиславянские и антирусские настроения. Они подогревались и французской дипломатией, которая последовательно боролась против России в восточном вопросе.