Смекни!
smekni.com

Священник Николай Тарантин история храма во имя всех святых на михайловском кладбище г. Екатеринбурга (стр. 11 из 13)

16 марта 1961 года было принято постановление Совета Министров СССР «Об усилении контроля за выполнением законодательства о храмах». Согласно его тексту окончательные решения о закрытии церквей и снятии с регистрации религиозных общин принимали местные органы. Увеличились налоги. Теперь по 19 статье облагались не только священнослужители, но и все церковнослужители, включая певчих. Вновь вводились ограничения на колокольный звон[100].

18 июля 1961 года состоявшийся в Москве Архиерейский собор Русской Православной Церкви под давлением партийных и советских органов вынужден был принять ряд решений, ограничивавших права духовенства в церковной жизни. Была установлена новая организация приходского управления. Священнослужители устранялись от участия в приходских собраниях и приходских советах. Им запрещалось вмешиваться в хозяйственную и финансовую жизнь общин, совершать религиозные обряды на квартирах верующих, вне территории своего прихода. С 1 июня 1962 года все духовенство было переведено с жалования на твердые оклады. В Храмах введены квитанционные книжки по учету треб. Религиозные объединения обязывались ежеквартально подавать сведения о количестве треб и церковных доходов. При Крещении устанавливалась обязательная регистрация родителей, списки которых затем изымались органами советской власти[101]. Всяческими уловками власти добивались отказа священнослужителей от сана. В период с 1959 по 1962 гг. в Свердловской епархии произошло 3 таких случая. Во всех этих случаях слагающие сан священнослужители свое решение обосновывали общей формулировкой: «утратой веры в Бога в связи с достижениями советской науки и техники, полетами человека в космос»[102]. Один из трех иереев, сложивших с себя сан – А. Валяев, служивший во Всехсвятском Храме. Подлинная история его отречения описана нами выше.

В 1959 году численность духовенства епархии составляла 74 человека, в 1960 г. – 67 человек, в 1961 – 58. В 1960 г. в сан было рукоположено два священника, в последующие три года – ни одного. Власти «большевисткими темпами» закрывали Храмы. Всего в СССР в 1960 – 1963 гг. было закрыто 33% общего числа действующих церквей, в Свердловской области этот показатель был выше: 12 из 33 – 36%[103].

25 августа 1961 года Исполком Свердловского областного Совета депутатов трудящихся за № 605 принимает решение «О снятии с регистрации религиозной общины Всехсвятской церкви в связи с объединением ее с общиной кафедрального собора г. Свердловска». (см. Приложение ). Основание – решения Кировского районного и Свердловского горсовета с «универсальными» для времен церковного лихолетья формулировками: «распадом двадцатки и отсутствием достаточного количества лиц для формирования нового учредителя общины, а также учитывая то, что территория Михайловского кладбища, на которой находится Всехсвятская церковь подлежит перепланировке под городскую застройку…» (Вспомним, что взорванный в 1930 году Екатерининский собор тоже «мешал» «планам» прокладки трамвайных путей и городской канализации).

Храм подвергся невиданному со дня его освящения поруганию и разорению: были сброшены колокола, кресты, полностью утрачен иконостас (возможно, был целиком вывезен за границу). Прихожанам удалось спасти незначительное количество икон, икона Всех Святых и поныне находится в Иоанно-Предтеченском соборе. Так «ответственно» исполнялся пункт 2 решения Облисполкома о закрытии Храма: «Государственное имущество находящееся в бывшей Михайловской общине, за исключением здания церкви и других построек, передать согласно действующего законодательства (синтаксис и грамматика оригинала – Н.Т.) объединенной религиозной общине».

2.4. Новейший период истории Храма Всех Святых (с 1989 года по наши дни ).

В 1988 году страна торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. Широко празднуемые торжества привлекли внимание большей части населения. В январе 1988 года был повсеместно разрешен колокольный звон, запрещенный в 1960–е гг. При оформлении обрядов перестали требовать паспорта. Разбуженные люди потянулись в немногочисленные оставшиеся после «хрущевской оттепели» Храмы. В Свердловской епархии количество крещений в 1988 году по сравнению с предыдущим годом выросло в 3 раза и составило 17012[104]. Этот год стал переломным и в отношениях Церкви с государством. Был принят новый устав об управлении Русской Православной Церковью. В нем было закреплено право настоятелей церквей заниматься хозяйственной деятельностью и возглавлять приходские советы. В стране началась массовая регистрация религиозных общин и возвращение старых Храмов. В 1988 г. было открыто 6 приходов и возвращено 4 Храма. В 1989 году в Свердловской области вновь открыто 16 приходов, возвращено 9 церквей. Построено две новых церкви в Ревде и Серове; количество крещений по сравнению с 1988 годом увеличилось более чем в два раза и составило 37057[105].

Знаменательным событием церковной жизни стала передача в 1989 году мощей праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, в течение 60 лет находившихся под спудом. К Рождеству Христову 1990 года вышел первый номер «Епархиального Вестника», возродились Рождественские елки. В 1990 году открылось еще 10 приходов, в том числе приход Храма Всех Святых на Михайловском кладбище. Осенью 1990 года принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», пришедший на смену аналогичному постановлению ВЦИК 1929 г. Согласно новому закону разрешались благотворительная деятельность и частное обучение религии. Церковь получила право юридического лица, что давало возможность приобретать недвижимость и отстаивать свои интересы в судебных инстанциях. Прекратилась регистрация духовенства уполномоченными Совета по делам религий и их вмешательство в повседневные дела Церкви. Вскоре Совет по делам религий был упразднен, но уполномоченные остались, чтобы осуществлять связь между церковными общинами и государственными учреждениями и разрешать конфликты, неминуемо возникающие при столь быстрой смене политики.

Трудно шел в Свердловской области процесс передачи старых Храмов вновь зарегистрированным общинам верующих. Яркий пример этого – история передачи верующим здания Всехсвятского Храма. Решение о передаче Храма Свердловский Облисполком принимает в 1989г. 2 февраля 1990 года Совет по делам религий при Совмине СССР принимает постановление «О регистрации религиозного объединения РПЦ в Кировском районе г. Свердловска (см. Приложение ) и о передаче «данному обществу» здания «бывшей Всехсвятской церкви на Михайловском кладбище Кировского района г. Свердловска для удовлетворения религиозных потребностей граждан». Архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (Лебедев) благословляет священнику церкви Всемилостивого Спаса протоиерею Владимиру Поммеру начать организовывать общину храма Всех Святых. 28 марта 1990 г. Горисполком принимает решение «О передаче русской православной общине здания бывшей Всехсвятской церкви» (см. Приложение ). Община собирается в субботу и воскресение, служат молебны и панихиды, проводят субботники. Комбинат специализарованного обслуживания, вопреки решению Гороисполкома, не освобождает здание Храма. Известен инцидент, когда многочисленные прихожане заварили ворота церковной ограды, заранее предупредив об этом комбинат, и не пропустили рабочих к станкам. Директор комбината специализированного обслуживания Ю.К. Рябов обещал собравшимся прихожанам, что возглавляемая им организация освободит здание церкви в течение двух последующих недель. Официальный акт приемки - передачи здания составлен…по прошествии 5 лет со дня решения Свердловского горисполкома – 28 апреля 1995 года. Акт подписан уже другим директором «Комбината» - Ю.Е. Архиповым (см. Приложение ). Оставляя поруганное церковное здание, работники «Комбината» привели его в полную непригодность к использованию. В короткие сроки были проведены следующие работы: