Смекни!
smekni.com

Священник Николай Тарантин история храма во имя всех святых на михайловском кладбище г. Екатеринбурга (стр. 7 из 13)

Епископ Григорий (Яцковский) в это время был известен как активный участник Поместного Собора в Москве, на котором он даже выдвигался кандидатом на должность товарища председателя Собора. Его назначение на Екатеринбургскую кафедру совпало с коренными переменами в жизни страны и епархии. Григорию пришлось служить в первые месяцы существования советской власти на Урале, в период заключения и казни в Екатеринбурге царской семьи, быть свидетелем первых притеснений уральской церкви и репрессий духовенства. Сам епископ Григорий был арестован в ночь на 13 августа 1922 года; открытый процесс над ним и протоиереем Александром Анисимовым, благочинным ирбитских церквей, впоследствии – обновленческим епископом, был проведен губернским ревтрибуналом 20 – 21 января 1923 года. По сфабрикованному делу об организации сопротивления изъятию церковных ценностей и сотрудничеству с А. Колчаком епископ Григорий был приговорен к четырем месяцам тюремного заключения, Анисимов – к одному году. К конце 1925 года, в Москве, уже в сане архиепископа, Григорием самочинно образовывается временный Высший Церковный Совет, заявивший о том, что ввиду ареста Местоблюстителя митрополита Петра, отсутствия всех других Местоблюстителей – в том числе и митрополита Сергия (Старогородского), он (ВЦС), берет на себя управление русской церковной жизнью в статусе высшей церковной власти. Таким образом, архиепископ Григорий встал во главе еще одного раскола. Участники ВЦС в своих заявлениях подчеркивали, что являются противниками уже возникшего обновленческого раскола, что они последовательные православные иерархи. ВЦС получает регистрацию от властей 2 января 1926 - в течение многих лет этого не могли добиться ни Патриарх, ни Синод, ни митрополит Петр. Этот факт, также как и разрешенное участникам ВЦС свидание с находящимся в заключении на Лубянке Местоблюстителем митрополитом Петром 1 февраля 1926 года, свидетельствует о выраженной заинтересованности властей в ослаблении Церкви через поддержку активно реформирующих управление ею иерархов. Находящийся в ссылке в Нижнем Новгороде митрополит Сергий (Старогородский) 29 января 1926 года смещает с кафедр и запрещает в священнослужении 10 епископов – участников ВЦС. Расчеты власть придержащих полностью оправдываются, множатся нестроения и скорби Русской Православной Церкви. Вернемся, однако, ко времени назначения епископа Григория на Екатеринбургскую кафедру – в конец 1917 – начало 1918 года.

20 января 1918 г. был принят и вскоре опубликован декрет о свободе совести. Он устанавливал отделение церкви от государства. Все церковные и религиозные общества подчинялись положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами. Они лишались права юридического лица и не могли владеть собственностью. Все имущество становилось народным достоянием. Здания и предметы культа передавались в бесплатное пользование и строго контролировались. Епископ Григорий старался сохранить добрые отношения с новой властью.

Получив текст послания Патриарха Тихона к верующим по поводу Брестского мира от 18 марта 1918 г., в котором тот призывал «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой святой матери нашей Церкви и противостоять врагам силою веры, дабы убедить, что она поступает неправедно», он наложил резолюцию: «Прочитать в ближайший праздничный день и объяснить, что оно не призывает к свержению сов. власти, а обличает насильников, злоупотребляющих властью». На основании декрета о свободе совести прекратилась выдача жалованья духовенству и служащим Духовных консисторий. В связи с этим 6 марта 1918 г. Синод принял постановление об упразднении консисторий и замене их функций Епархиальными советами. 13 апреля 1918 г. Синодом было отменено положение о выборах членов причта, принятое в мае предыдущего года. Выборы и назначение духовенства отныне стали прерогативой епархиального архиерея. Советская власть выпустила декрет об отмене знаков отличий и всяких привилегий. Священники вынуждены были снимать наперсные кресты, что вызвало справедливый ропот прихожан. Уже в конце 1917 года несколько иереев сложили с себя Священный сан. 20 мая 1918 г. епископ Григорий с разрешения ЧК (курсив наш – Н.Т.) впервые отправился в поездку по епархии. За неделю владыка побывал в Невьянске, Нижнем Тагиле, Кушве и Верхотурье, совершая постоянные богослужения. В это время начался мятеж чехословацкого корпуса, поддержанный повстанческими казачьими и офицерскими отрядами. По мере продвижения участников восстания большевиками производились аресты, в том числе среди духовенства, нередко завершавшиеся расстрелами без суда и следствия. В Екатеринбурге в качестве заложников были арестованы: настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Леонид Игноратов, протоиерей этого же собора Иван Уфимцев, настоятель Николаевской церкви при Нуровском приюте протоиерей Павел Чистосердов, настоятель Александро-Невской церкви при реальном училище протоиерей Николай Сельменский, настоятель Всехсвятской церкви на Михайловском кладбище протоиерей Алексей Катагощин (курсив наш – Н.Т.), настоятель Иоанно-Предтеченской церкви на Ивановском кладбище протоиерей Виктор Марсов. Через некоторое время всех, кроме Уфимцева и Сельменского, отпустили. Последние были увезены в неизвестном направлении(позже стало известно- в пермскую тюрьму). В этот период в Екатеринбургской епархии погибло не менее 45 священнослужителей[65]. В этот период, в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме содержалась семья последнего российского императора Николая II.Поскольку заключенные не имели возможности посещать ни Вознесенскую церковь, ни Екатерининский собор, находившиеся неподалеку, священники последнего Иван Сторожев и Анатолий Меледин (служил во Всехсвятском Храме в 1903 году) при диаконе Василии Буйморове регулярно совершали требы. Монахини Ново-Тихвинского монастыря помогали продуктами, передавая их через охрану. В ночь с 16 на 17 июля царственные узники были казнены. Следующей ночью в Алапаевске жестокую казнь приняла великая княгиня Елизавета Федоровна.

25 июля 1918 года казачий отряд полковника В.В. Кручинина и чехословацкий отряд полковника С. Н. Войцеховского захватили Екатеринбург и были радушно встречены горожанами. 4 августа состоялся парад освободителей, в ходе которого совершался благодарственный молебен и освящались воинские знамена. В августе-сентябре, находясь в поездках по епархии, владыка Григорий совершал панихиды по убиенному духовенству. 11 сентября в Шадринске состоялся «вечер скорби». Такие вечера вскоре получили широкое распространение. В своих показаниях советскому суду в 1922 году владыка Григорий говорил: «Вечера скорби устраивались с моего ведома и благословения … с чисто гуманной целью – оказать материальную помощь семьям убитых без всякого суда и следствия священнослужителей…Политических целей вечера скорби не преследовали…»[66]. Большевистские власти поставили в вину епископу и то, что он участвовал в торжественных встречах адмирала Колчака, посещавшего Екатеринбург в ноябре 1918 и в феврале 1919 года.

1 октября 1918 года под председательством епископа состоялось епархиальное собрание, на котором избрали пятерых членов Епархиального совета, рассмотрев также вопросы содержания этого совета, Архиерейского дома и канцелярии. Обсуждалось и осуждалось самовольное закрытие прихожанами церковных штатов и насилие над членами причта. Был образован союз приходских советов Екатеринбургской епархии, главной целью которого определялась реализация постановлений Всероссийского Поместного Собора. Духовно-учебные заведения Екатеринбургской епархии постановлением собрания реформировались в общеобразовательные школы христианско-гуманитарного типа с наименованием их православными гимназиями. Духовное училище и семинария объединились в одно восьмиклассное духовное учебное заведение[67].

В ноябре 1918 года владыка Григорий выезжал в Томск на совещание сибирских епископов и членов Собора сибирских епархий. Необходимость совещания была обусловлена отсутствием связи с Москвой и решением неотложных церковных вопросов, в частности, материального обеспечения духовенства. В ночь с 14 на 15 июля красные без боя вступили в Екатеринбург. Развивается целенаправленная политика гонений на Церковь. Большевистская власть энергично и последовательно реализовывает положения декрета 1918 года о свободе совести. В частности, циркуляром от 4 апреля 1920 г. Екатеринбургский губком обязывает уездные комитеты рассмотреть вопрос о закрытии Храмов и использования их для других нужд. В сентябре 1920 года начинается ликвидация Ново-Тихвинского и Верхотурского монастырей.