Смекни!
smekni.com

Священник Николай Тарантин история храма во имя всех святых на михайловском кладбище г. Екатеринбурга (стр. 8 из 13)

2.2. Всехсвятский Храм в период с 1920 по 1941 годы.

Всехсвятская церковь оставалась бесприходной до 1917 года. После Октябрьской революции согласно принятого в 1918 году Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все религиозные организации были лишены права юридического лица и права владения собственностью. Все церковное имущество объявлялось народным достоянием, а верующие могли им только пользоваться, заключив с местными органами власти соответствующий типовой договор. Документ этот составлялся при наличии в храме общины, все члены которой учитывались по спискам. Для руководства общиной избирался Совет. Община Всехсвятской кладбищенской церкви была создана в 1920 году. 28 сентября 1920 года община Храма Всех Святых заключает договор с Екатеринбургским Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов. Предмет договора – бессрочное и бесплатное пользование зданием Храма и церковным имуществом, передаваемым общине Екатеринбургским Советом. Идентичный договор заключен с общиной Иоанно-Предтеченского кладбищенского Храма днем позже – 29 сентября 1920 года. Правомерно предположить, что процедуре заключения договора предшествовала опись церковного имущества: об этом свидетельствует подпись представителей УГОРисполкома на документах договора с общиной Иоанно-Предченского кладбищенского Храма – 17 сентября 1920 (см. Приложение ). Те же подписи – на тексте договора с общиной Всехсвятского Храма. Смысл договора - нормативно-правовое обеспечение всеобъемлющего контроля со стороны органов советской власти за деятельностью общины в части распоряжения «народным» имуществом и деятельности прихода в целом. «Ключевые слова» более чем 80% статей договора – «мы обязуемся», «мы обязаны». Обязательств и ответственности со стороны органов Советской власти текст договора не фиксирует[68]. Подробно исполненная опись движимого и недвижимого церковного имущества (вплоть до деревянных табуретов в сторожке и половиков[69]. (см. Приложение ) значительно облегчила процесс изъятия церковных ценностей в мае 1922 года. Во Всехсвятской церкви в реестр наиболее дорогостоящих предметов были внесены серебряные и позолоченные оклады икон, напрестольный крест накладного серебра, золотые крестики, венчики, отделанные драгоценными камнями[70]. Акт изъятия церковных ценностей Всехсвятского Храма не сохранился: до наших дней дошел только составленный в мае 1922 года «Реестр церковных ценностей» (см. Приложение ). Община Всехсвятской кладбищенской церкви, сформировавшаяся в 1920 году, стояла, по всей видимости, на позициях Патриарха Тихона, и была менее лояльна Советской власти.

В 1923 году при храме зарегистрировалась новая община, уже обновленческая[71]. Возникновение обновленческого раскола тесно связано с проводимой властями весной 1922 года кампанией по изъятию церковных ценностей. Помимо прочего кампания должна была выявить степень лояльности к данной акции конкретных представителей духовенства и наиболее лояльных различными посулами соблазнить на поддержку выступления против церковной иерархии во главе с Патриархом Тихоном. После ареста Патриарха Тихона в мае 1922 года при поддержке властей группа столичного духовенства под руководством Введенского, Белкова, Калиновского объявила об отстранении Патриарха от управления церковью и создании так называемого «Высшего Церковного Управления (ВЦУ)». Группировка назвала себя «Живая Церковь». Термин «обновленческий раскол» возник в результате того, что на учредительном собрании группы «Живая Церковь» главной целью ее деятельности провозглашался «пересмотр и изменение всех сторон церковной жизни». Это неизбежно влекло за собой коренную и неоправданную ломку традиционного облика Православной Церкви. В первые месяцы существования раскола обновленцы занимались тем, что завоевывали жизненное пространство: при помощи властей, устранявших наиболее опасных противников раскола, «живоцерковники» захватывали епархиальные управления и на все ключевые церковные посты ставили своих людей. Большинство епископата под страхом репрессий признало обновленческое ВЦУ. Раскол очень быстро набирал силу. В первой половине августа 1922 года на съезде обновленцев в Москве произошел раскол в расколе, вызванный серьезными разногласиями среди обновленческих лидеров. Образовались сначала – 2, а затем и 3 группировки: «Живая Церковь» во главе с В. Красницким; «Союз церковного возрождения» во главе с бывшим епископом Антонином (Грановским); «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» во главе с А. Введенским. Важнейшим событием в истории обновленчества стал «Первый обновленческий собор», названный раскольниками «Вторым Поместным Собором Православной Российской Церкви», проходившем в Храме Христа-Спасителя с 29 апреля по 9 мая 1923 года. Лжесобор узаконил антиканонические реформы: закрытие монастырей, женатый епископат, допустимость второбрачия для духовенства, переход на гри горианский календарь в богослужении и др. В качестве руководящего органа был избран Высший Церковный Совет. К «живоцерковникам» советская власть была благосклонна – «Деяния II Всероссийского Поместного Собора 1923 года» опубликованы в «Известиях ВЦИК» №98,99.

Содержание Устава обновленческой общины Всехсвятского Храма отличалось от положений Приходского Устава, принятого Поместным Собором 1917 – 1918 гг. В Уставе обновленческой общины Всехсвятского Храма отсутствуют положения

· о каноническом управлении приходом епархиальным архиереем под руководством поставленного последним священника – настоятеля;

· об объединенности православных христиан прихода верой во Христа, молитвами, Таинствами, христианским учением и церковной дисциплиной;

· о содействии друг другу в достижении спасения через христианское просвещение, добрую жизнь и дела христианского благотворения[72].

В «обновленческом» Уставе общины Всехсвятского Храма (редакция – ноябрь 1923 года – см. Приложение ) читаем: « 1. Всехсвятское религиозное общество имеет целью объединение граждан православного исповедания для удовлетворения своих религиозных потребностей по Уставу православной христианской церкви в районе г. Екатеринбурга. 2. С этой целью Всехсвятское религиозное общество:

А) устраивает православно – молитвенные собрания;

Б) управляет церковным имуществом…;

В) заключает сделки частно-правового характера…;

Г) участвует в съездах религиозных обществ православного исповедания…[73]

Приходской Устав 1917 года фиксирует следующую норму: «Избрание и назначение на священно- и церковно-служительские должности принадлежит епархиальному архиерею, который при этом принимает во внимание и кандидатов, о коих ходатайствует приходское собрание». В задачах «религиозного общества» «обновленческого» Устава записано: «…религиозное общество… избирает священнослужителей для совершения религиозных обрядов, с благословения своего исполнительного Епархиального органа. Применительно к ст. 9 инструкции НКЮ «О порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съезда таковых, объявленной в «Известиях ВЦИКА» от 27 апреля 1923 года за № 92»[74].

«Приходской Устав» определяет, что «настоятель прихода и прочие священники вместе с другими членами приходского причта ответственны перед Богом и своим архиереем за благосостояние прихода со стороны религиозной настроенности, духовного просвещения и нравственного преуспевания». В Примечании к статье 2 раздела 1 «Обновленческого Устава» записано: «Для успешного осуществления означенных целей каждое религиозное общество православного исповедания находится в добровольном нравственном общении со всеми православными обществами в пределах Российской Республики, имеющими тождественный с настоящим Устав и признающими для себя нравственно обязательными постановления II Всероссийского Поместного Церковного Собора 1923 года»[75]. «Приходской Устав» одним из основных предметов контроля определял, исповедуется ли прихожанин и как часто он бывает у Святого причастия. Это фиксировалось в особом документе, определяемом Уставом - «приходской книге»: «…В книге в особых графах отмечается фамилия, имя, отчество, звание и род занятий каждого, время его рождения и Крещения, бытие у Исповеди и Святого Причастия и вступление в брак, время смерти, время переселения в приход или убытия из прихода»[76]. В «обновленческом Уставе» бюрократизируется процесс прибытия и убытия прихожанина: «Зачисление в члены общества производится общими собраниями по подаче письменного заявления, по общей форме открытым голосованием простым большинством голосов. Выбытие из числа членов общества производится по письменному заявлению выбывающего или по постановлению 2/3 наличного числа членов общества по спискам и по постановлению епархиальных церковных органов. Списки членов общества ежегодно представляются в Отдел Управления ОКР или ГУБисполкома». (ГАСО. Ф. р-575. Оп. 1. Д. 6. Л. 12 – 13об.)

Сравнение двух документов показывает, что «обновленческий Устав» с одной стороны ужесточил, формализовал и бюрократизировал, с другой стороны – неоправданно упростил требования к приходской жизни.

Опишем ключевые характеристики качественного состава обновленческой общины Всехсвятского Храма на примере списка, представленного в ГУБисполком 11 августа 1926 года в форме таблицы, составленной по материалам ГАСО. Ф. р-575 Оп. 1. Д. 6. Л. 189-190.