Смекни!
smekni.com

Тема: Неизвестная война (стр. 1 из 4)

Реферат

Тема: Неизвестная война

(Война 1914-1918г. – отечественная или империалистическая?)

Алексеева Тамара Владимировна

1. Вступление

2. Восточно-Прусская операция как отражение проблем армии и общества.

3. Характер войны

4.Заключение

К концу Х1Х – началу ХХ в. территориальный раздел мира между ведущими державами был в основном завершен. Завершение территориального раздела мира привело к появлению опасных зон столкновения интересов крупнейших держав. Европа оказалась расколотой на два военно-политических блока, противостоящих друг другу: Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, образованный в 1882 г., и Антанту, в которую входили Франция, Англии и Россия. И понятно, что основными причинами, приведшими к Первой мировой войне, были стремление развитых стран к экспансии – территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому расширению сфер влияния и многовековое соперничество между Германией и Францией, Австро-Венгрией и Россией на Балканах, Россией и Германией в Польском вопросе.

Первая мировая война по своему характеру, происхождению и результатам носила империалистический, захватнический характер, о чем говорят цели ее участниц: Германия стремилась захватить большую часть Европы и Ближний Восток, отнять у Англии, Франции и Бельгии их колонии, а у России Украину и Прибалтику; Австро-Венгрия хотела подчинить Сербию, Болгарию и Черногорию, установить свое господство на Балканском полуострове, а также на Черном, Эгейском и Адриатическим морях; Англия боролась за сохранение своих колоний и ослабление Германии, кроме того, она стремилась захватить у Турции Месопотамию, Палестину и утвердиться в Египте; Франция стремилась возвратить Эльзас и Лотарингию, отнятые у нее Германией, а также захватить Саарский угольный бассейн и другие области Германии: Россия хотела утвердить свое влияние на Балканах и в Турции, захватить Галицию, но, пожалуй, ей было очень важно обеспечить для себя благоприятный режим проливов, которые обеспечивали ее стратегические интересы на Черноморском побережье и выхода в мировой океан.

В советские времена характер войны для России однозначно трактовался как империалистический: «Не нужен нам берег турецкий и Турция нам не нужна.» Но не все так просто было в нашем Отечестве. Когда 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, патриотические настроения охватили все слои населения:, на мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 95% подлежащих призыву. Многомиллионные массы крестьян, одетых в солдатские шинели, искренне шли в бой « За Веру, Царя и Отечество

Но шло время, и сам ход войны, подготовленность к ней правительства, роль русской армии, русского солдата в ней заставили многие слои населения пересмотреть свое отношение к этой войне, а также распространенную точку зрения на характер войны, как на войну патриотическую.

Проблемы России в этой войне хотелось бы рассмотреть через события, происходившие на Восточно-Прусском направлении.

Сегодня эту войну чаще всего называют неизвестной, менее всего изученной, это, конечно, понятно, так как вторая мировая война, унесшая более 55 миллионов человек,

заставила человечество задуматься о дальнейших путях своего развития, но, к сожалению, несколько отодвинула назад проблемы Первой мировой войны. А они наиболее ярко проявились на Восточном фронте, где русский солдат ценою собственной жизни спасал от очередного разгрома своих товарище по оружию на Западном фронте.

На одном из таких эпизодов я хочу остановиться.

Особое место Восточной Пруссии отводилось как в немецких, так и в российских планах: уж слишком выгодно в стратегическом плане было географическое положение Восточной Пруссии. До 1911г. существовало соглашение с Францией, по которому Россия

жестко не ограничивалась сроками начала боевых действий. Но затем обстановка изменилась. При участии военного министра Сухомлинова союзники взаимно обязались начать наступление против Германии одновременно с двух сторон , причем Россия обязывалась начать боевые действия на 15 день мобилизации. Но все дело в том, что Россия через 15 дней могла развернуть только треть своих вооруженных сил. В то время как в Восточной Пруссии за эти сроки осуществлялась полная мобилизация. Преждевременное выступление было крупнейшей стратегической ошибкой, хотя в российском Генеральном штабе длительное время культивировалась идея , что война должна начаться с оборонительных боев в восточно-прусском направлении. Эта идея реализовывалась, прежде всего, в материальном плане.

И дело даже не в том, что Россия недостаточно уделяла внимания совершенствованию коммуникаций, непосредственно выводящих к границе с Восточной Пруссией( три маршрута железных дорог по сравнению с четырнадцатью с немецкой стороны как нельзя лучше свидетельствовали об оборонительных замыслах; противник, вступив на русскую территорию, был бы значительно ограничен в перемещениях своих войск). Оборонительный характер действий просматривался ,прежде всего, в расположении крепостей Ковно, Осовец, Гродно, Брест-Литовск, предназначенных для этой цели. крепости находились на значительном удалении от границы. Система коммуникаций крепостей , в отличие от границы,была достаточно развитой и обеспечивала необходимый маневр обороняющимся. Без малого два десятка лет Россия готовилась к обороне, и перемена стратегии разом перечеркнула все усилия.

Более того , направление железнодорожных маршрутов предопределяло направление армейских операций, что приковывало, несомненно, внимание германского командования. Наступление здесь русских войск не являлось для него неожиданностью. Поэтому, в соответствии со шлиффенской доктриной «молненосной войны», планировалось не держать любой ценой Восточную Пруссию, а закрепиться на линии привислинских крепостей Грауденц, Кульм, Данциг.

К сожалению, обеим сторонам от оборонительных замыслов пришлось отказаться,

и территория Восточной Пруссии стала ареной боевых действий – единственная территория Германии , на которой в первую мировую войну шли бои. Приняв решение нанести первый и главный удар по Франции, немецкое командование в тоже время заботилось о том, чтобы группировка в Восточной Пруссии могла сковать активность русских войск до разрешения вопроса на Западе. Поэтому, хотя силы немцев были ограничены, им удалось усилить 1-й, 17-й, и 20-й армейские корпуса запасными частями,

что явилось полной неожиданностью для русского командования. Резервисты были развернуты с объявлением войны, а так как их подготовка в мирное время была хотя и скрытной, но качественной, они смогли внести коррективы в ход начавшейся Восточно-Прусской операции. Второй неприятной неожиданностью для русского военного командования стало появление на фронте в Восточной Пруссии пяти ландверных(ополченческих) дивизий. Немцам не хватало сил для ведения войны на два фронта, поэтому они до последней возможности стремились использовать людские ресурсы, невзирая на призывные возраста. Большая часть ландвера формировалась в качестве гарнизонов крепостей. Об этом русские знали, но они не могли себе представить, что ландвер будет использован уже во время первых военных операций.

Наконец, еще одна особенность. Речь идет о ландштурме. Эта часть ополченцев активной силы не представляла. Она использовалась в основном только в охранных целях. Но действия ландштурма практически парализовали разведывательную деятельность русской конницы. Как писали современники, из ландвера» составилась та плотная завеса, которая задернула перед русской конницей внутренность Восточной Пруссии.»

Интересно остановиться , говоря об участии местного населения в войне, на отношении русских и немцев друг к другу- как в самый канун войны , так и в последующем. Речь идет не о волнах национализма, выразившегося в беспорядках, прокатившихся в обоих государствах после объявления войны. Эта была естественная бытовая реакция населения, воспитанного на чувстве патриотизма. Имеется в виду отношение пруссаков к русским в Восточной Пруссии. Если в России правоохранительные органы, военные власти ограждали мирных граждан немецкой национальности от скандальных выходок со стороны ура-патриотов из «Союза русского народа» и других националистических организаций, то совершенно другая обстановка наблюдалась в Германии. Столетиями Кенигсберг, прилегающая к нему территория рассматривалась как своего рода «транзитная станция для русских» , следовавших в Европу, и для немцев, следовавших в Россию. Кенигсберг был привычным городом практически для всей российской интеллигенции. Русских в это городе знали и принимали хорошо.Поэтому немецкое военное командование имело вполне обоснованную обеспокоенность в неадекватном восприятии населением Восточной Пруссии войны с Россией. Можно понять население, оказавшееся в оккупационной зоне и изведавшее тяготы войны. Однако чем оправдать случаи настоящего психоза , наблюдавшиеся в Восточной Пруссии еще до начала военных действий , когда населению было неясно: кто и на кого будет наступать? Широко известен случай с 398 русскими подданными, находившимися с 1914 года в Германии по разным причинам, и привезенными после двух недель проволочек в Кенигсберг как военнопленных(до 70% прибывших составляли женщины и дети). Причем если немецкие солдаты и старались оказать им мелкие услуги , то испытывали соответствующее воздействие со стороны своих офицеров.. Еще хуже относились к русским прусские бюргеры. Один из очевидцев свидетельствовал»….нас германское правительство умышленно, обманным образом, заставляло оттягивать свой отъезд с курортов, а потом, когда проезд через Эйдткунен уже был закрыт, нарочно посылало нас туда, чтобы иметь «пленных» и водить нас по городам арестантами во славу германского оружия и на потеху диким немцам.»

Спасая от разгрома своего союзника – Францию, 17 августа 1914 г. русские войска перешли границу Восточной Пруссии. Первая русская армия генерала Ренненкампфа продвигалась вдоль железной дороги по направлению к Гумбиннену. Первое столкновение противников произошло на следующий день у Шталлупенена. К концу дня немцы отступили. Командующий 1-й армии Ренненкампф, правильно оценивая сосредоточение противника, стремился развернуть пехотные дивизии так, чтобы охватить левый фланг 8-й германской армии. Аналогичные действия планировал и командующий 8-й германской армии генерал Притвиц, рассчитывая окружить основные силы русских на подходе к р.Ангерапп. Предстояло встречное сражение, поэтому Ренненкампф принял решение дать войскам армии 20 августа суточный отдых, так называемую «дневку». Армия находилась несколько дней в непрерывном движении, причем с боями. Ей требовался отдых. Но накануне конница хана Нахичеванского ввязалась в тяжелый бой со 2- ландверной бригадой, прибывшей из Кенигсберга на р.Инстер в район Каушена. Значительную роль в успехе этого боя сыграл барон Врангель, будущий главком Белой армии на юге России в 1920г. Стремительной атакой своего эскадрона он захватил два немецких орудия, больше всего досаждавших русским. За этот бой Врангель был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.