Смекни!
smekni.com

работа выполнена (стр. 1 из 6)

Министерство образования и науки УкраиныВолынский национальный университет им. Леси Украинки Институт филологии и журналистики Кривенко Марина Витальевна Сравнения в лирике Лермонтова Специальность 6.030502 «Язык и литература (русский)» Работа на соискание образовательно-квалификационного уровня «Бакалавр» Курсовая работа выполненана кафедре русской филологииНаучный руководитель –доц. Колтуцкая И.А. Луцк 2011Содержание Введение ………………………………………………………….....................3 Глава 1. Общая характеристика сравнений, их теоретическое определение………………………………………………………………………..…6 1.1.Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации …………………………………………………………………………61.2.Типы сравнений и разграничение их в лирике М.Ю.Лермонтова ……...9 Глава 2. Сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова …………….......192.1. Семантические особенности сравнений …………………………………192.1. Особенности построения сравнений……………………………………...252.3. Структурные особенности сравнений ……………………………………34Выводы …………………………………………………………….................40 Список использованной литературы ………………………………..43 Введение В последнее время вопрос о лингвистической природе сравнений привлекает к себе все более пристальное внимание языковедов. Сравнение -- один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке художественной литературы. Сравнения рассматриваются исследователями на материале разных языков, творчества разных поэтов и писателей, с разных позиций. Существует много научных работ, в которых авторы исследуют роль и функции сравнений в языке отдельного писателя или поэта. Так, например, В.П.Вомперский анализирует стилистические функции сравнений в прозе М.Ю.Лермонтова [5].Но наиболее интересными представляются нам работы теоретического плана, посвященные изучению структуры, функций и типов сравнений.Р.А.Будагов уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого” [2.,30].Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:- предмет (то, что сравнивается);- образ ( то, с чем сравнивается);- признак (то, на основании чего сравнивается) [5].Именно его терминология структурных компонентов сравнения будет использована в настоящей работе. Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, В.В.Вомперский выделяет такие разновидности сравнений, как:- нераспространенные сравнения;- распространенные сравнения;- сравнения, образ которых осложнен причастными, деепричастными конструкциями или придаточными предложениями;- прием повтора сравнений;- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии).Очень интересен и необычен подход к вопросу о сравнениях Т.А.Тулиной. На основе психологического метода она выделяет ряд смысловых групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным восприятием образов [23].В основе сравнения всегда лежит субъективная эмоциональная оценка. Поэтому существуют различные способы выражения сравнений. Специальному осмыслению подвергались и сравнительные союзы в их отношении друг к другу через отношения оформляемых ими конструкций. Эту проблему рассматривает Е.Т.Черкасова [31].Объект курсовой работы – сравнения в лирике М.Ю.Лермонтова.Предмет работы – типы и функции сравнений.Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить разные виды сравнений, которые встречаются в поэзии М.Ю.Лермонтова.В связи с этим определились задачи нашей работы:­­­-- исследование разных типов сравнения;-- выявления способов использования сравнений в лирике Лермонтова;-- определить функции, которые выполняют сравнения в поэтическом языке М.Ю.Лермонтова;-- анализ стихов М.Ю.Лермонтова и определение значимости сравнений, как художественного приема, в них.-- анализ семантических особенностей сравнений;-- анализ морфолого-синтаксических особенностей сравнений;-- анализ структуры сравнений; -- рассмотрение способов усиления экспрессивности и эмоциональности сравнений в поэтическом тексте; Методологическая основа курсовой работы.1. Работы исследователей, которые имеют разные подходы к классификации сравнений. Например, Н.С.Валгина, О.Г.Ревзина, М.И.Черемисина, В.В.Вомперский, Т.А.Тулина, Е.Т.Черкасова, Е.А.Некрасова, А.И.Федоров, Н.А.Широкова и многие другие.2. В работе используются различные методы исследования художественного текста: описание, анализ, классификация, интерпретация в той мере, в которой они кажутся нам уместными и необходимыми для решения поставленных задач. Вопрос о художественных сравнениях представляется нам интересным и актуальным. Все это подталкивает обратиться к теме.Новизна курсовой работы составляет освещение теоретических, языковедческих статей, посвященных вопросам о функциях сравнений, более детальное освещение вопроса о использовании сравнений в лирике М.Ю.Лермонтова, объяснение тех или иных типов сравнений на примере поэзии М.Ю.Лермонтова.Структура работы. Курсовая работа состоит их Введения, двух разделов, которые состоят из подразделов, Выводов и списка использованной литературы. Апробация – работа представлена на научной конференции Института филологии и журналистики Волынского национального университета имени Леси Украинки 11-12.05.2011.

Глава 1. Общая характеристика сравнений их теоретическое определение.

1.1. Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации

Р.А.Будагов уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого”. [6 ; 30].

Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:

- предмет (то, что сравнивается);

- образ ( то, с чем сравнивается);

- признак (то, на основании чего сравнивается) [14];

Именно его терминология структурных компонентов сравнения будет использована в настоящей работе. Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, В.В.Вомперский выделяет такие разновидности сравнений, как

- нераспространенные сравнения;

- распространенные сравнения;

- сравнения, образ которых осложнен причастными, деепричастными конструкциями или придаточными предложениями;

- прием повтора сравнений;

- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии);

Б.В. Томашевский делит сравнения в зависимости от того, в какой степени развит тот или иной элемент сравнения:

- предмет и образ сравнения кратки, лаконичны;

- предмет представляется в виде развитого положения, а образ дается кратко;

- предмет только указан, а образ сравнения очень развитый [26].

По мнению Б.В.Томашевского, действенность сравнения определяет его новизна и распространенность. Относительно распространенности сравнений он отмечает два интересных типа:

- сильно распространенный образ сравнения может становиться законченным и самостоятельным. Такое сравнение в античности называлось “гиперболой”.

- неполные сравнения, в которых вообще опущен признак;

Е.А.Некрасова рассматривает сравнения по принципу, в основу которого положен характер восприятия сравнений адресатом. (37) Исходя из этого, она выделяет два типа:

- сравнения общеязыковые, их признак и образ заранее известны;

- сравнения, в основу которых положены неожиданные сопоставления;

Очень интересен и необычен подход к вопросу о сравнениях Т.А. Тулиной. На основе психологического метода она выделяет ряд смысловых групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным восприятием образов [31].

В основе сравнения всегда лежит субъективная эмоциональная оценка. Поэтому существуют различные способы выражения сравнений. Наиболее полной и четкой нам показалась классификация А.И.Ефимова, который выделяет в своей работе шесть различных типов выражения сравнений:

- сравнительные обороты с союзами “как”, “будто”, “точно” и другими;

- сравнительные придаточные предложения, в которых вместе с подлежащим есть и сказуемое. Они присоединяются к главному при помощи присоединительных союзов;

- сравнения, выраженные творительным падежом, который синонимичен обычному сравнительному обороту;

- сравнения, выраженные родительным падежом вместе со сравнительной степенью имени прилагательного;

- сравнения, образованные с помощью имени прилагательного “похожий”, синонимичного союзу “как”;

- сравнения “спадающие” или развернутые . Они обычно состоят из двух самостоятельных и иногда очень больших предложений [22].

В своём исследовании А.И.Ефимов предлагает и другой аспект изучения сравнений: установление, при каких лексических единицах и при каких частях речи употребляются сравнения (например, при глаголах движения, состояния, при именах существительных, прилагательных и других). Лингвист считает, что это очень важно потому, что “смысловая структура слов”, к которым присоединяются сравнения, “осложняется” образными ассоциациями [22,286]

Конструкции с творительным сравнения рассматриваются в работах М.И.Черемисиной. Серия работ посвящена исследованию и классификации сравнительных оборотов и содержащих их конструкций. Они изучались Н.А.Широковой, Н.Т.Мальшаковой, А.Ф.Прияткиной. Специальному осмыслению подвергались и сравнительные союзы в их отношении друг к другу через отношения оформляемых ими конструкций. Эту проблему рассматривает Е.Т.Черкасова.