Смекни!
smekni.com

Коррупционная преступность и её предупреждение (стр. 3 из 4)

За шесть месяцев 2003 года было выявлено 9235 преступлений экономической направленности, в том числе 6353 налоговых преступления, из них тяжких и особо тяжких 2970. Размер причиненного государству ущерба по возбужденным уголовным делам составил более 26 миллиардов рублей, в суд направлено более 2085 уголовных дел по налоговым преступлениям. При этом было возбуждено 88 уголовных дел, по каждому из которых сумма причиненного государству ущерба превышает 20 миллионов рублей, в том числе 23 уголовных дела с суммой ущерба свыше 100 миллионов рублей.

Всего правоохранительными органами за указанный период выявлено 237,2 тысячи преступлений экономической направленности, 83,1 тысяча - тяжких и особо тяжких, 25 тысяч - причинивших крупный ущерб потерпевшим, 7,3 тысячи - совершенных преступными группами либо преступными сообществами. Кроме того, за первое полугодие 2004 года возбуждено 36 уголовных дел по фактам коррупции среди налоговых инспекторов.

По данным Верховного суда РФ, за коррупционные преступления ежегодно осуждается около 15 тысяч лиц.

Согласно докладу международной организации Transparency International (TI), в 2003 году Россия по индексу восприятия коррупции заняла 86-е место из 133 возможных, разделив это малопочетное место с Республикой Мозамбик. По данным исследования TI, проведенного совместно с фондом ИНДЕМ, в список наиболее коррумпированных ведомств России входят госконторы, ведающие выдачей лицензий и квот на экспорт, бюджетными трансфертами, налоговыми зачетами, обслуживанием бюджетных счетов, зачетом долгов в регионах, а также приватизацией. Уровень «отката» тому или иному чиновнику тоже не тайна: от 10 до 30% от суммы сделки, с постоянной тенденцией к повышению.

Из проведённого в 2000 году исследования были выявлены категории государственных служащих, требовавших или получивших взятки в 1999 году (три наиболее часто встречающихся ответа):

Москва (251): работник милиции 55%; врачи / медсестры 9%; учителя / преподаватели ВУЗов 7%.

Взятки должностным лицам (три наиболее часто встречающихся ответа):

Москва: другие муниципальные служащие / представители местной власти 54%; сотрудники милиции 45%; работники таможни 45%.

Где наблюдается самый высокий уровень коррупции (пять наиболее часто встречающихся ответов):

Москва: получение талона техосмотра машины 75%; таможенная очистка грузов 65%; получение правительственных заказов на предоставление товаров и услуг 54%; получение разрешений от муниципалитетов и районной администрации 53%; контроль за соблюдение санитарных норм 50%[3].

Полученные результаты свидетельствуют, что бесспорным лидером с точки зрения коррумпированности является таможенная очистка грузов. Чрезвычайно распространена коррупция при прохождении техосмотра автомашины. Зоной повышенной «коррупциогенности» являются органы местного самоуправления и районной администрации. По-видимому, все эти сферы должны привлечь усиленное внимание законодательных, исполнительных, контролирующих и правоохранительных органов государств.


2.Антикоррупционная политика

Актуальность борьбы с коррупцией обусловлена рядом обстоятельств, которые носят политический, экономический, социальный и правовой характер.

Во-первых, коррумпированность российских чиновников привела к тому, что в общественное сознание активно внедрилась мысль о неэффективности работы органов государственной власти, снижении их компетенции.

Во-вторых, коррупция как социально опасное явление, обладающее чрезвычайно высокой степенью латентности и адаптивности к внешним факторам, с каждым годом порождает целый ряд экономических преступлений, наносит огромный экономический ущерб: по мнению специалистов, теневая экономика ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на коррумпирование чиновников, до половины преступных доходов на эти же цели расходует организованная преступность.

Можно ли победить коррупцию? По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, нужно шаг за шагом отвоевывать у неё место под солнцем. Нужно вводить персональную ответственность чиновника за создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это можно оценить. Соответственно требуются административные регламенты, создание механизма досудебной апелляции, позволяющего в досудебном порядке отменить неправомерные действия чиновников. Важно, чтобы предприниматели уходили от псевдолоббирования и занимались цивилизованным лоббированием через общественные объединения, чтобы они отказались от традиции давать взятку. Согласно опросам, категорически отвергают взятки только 2% бизнесменов, а остальные так или иначе участвуют в процессе мздоимства.

Есть и другой путь. Необходимо создавать такие условия, при которых коррупция становится невозможной. В качестве иллюстрации можно привести уже ставший почти классическим пример: ситуация в бывшем министерстве топлива и энергетики. Это ведомство имело славу одного из самых коррумпированных. Когда у него забрали функции проведения сертификации и регулирования доступа к магистральным нефтепроводам, уровень коррупционности там резко пошел на спад. В последние годы его существования на это ведомство в данном аспекте никто не жаловался[4].

Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

· абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти;

· не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;

· ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции;

· коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления;

· борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества;

· антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России,

настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

· организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

· сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

· уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

· увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

· влияние на мотивы коррупционного поведения;

· создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может

встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.
Нельзя утешать себя тем, что повышение уровня коррупции всегда сопровождает глобальные переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Но существуют и другие примеры – страны, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.


Заключение

Таким образом, коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.

Хотя коррупция – общемировое явление, в каждой стране она имеет свои особенности, свой размах, свои традиции. России в этом смысле «повезло»: отечественная коррупция щедро наделена специфическими чертами. Многое из того, что есть у нас, в других странах либо совсем не развито, либо не приобрело такого истинно российского размаха.

Особенно сильно страдает от коррупционного пресса малый бизнес. По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, малое предпринимательство на сегодняшний день развивается вопреки выстроенным для него преградам. 70% усилий предприниматели тратят на хождение по мукам, на преодоление административных барьеров и на выплату статусной ренты.

Также следует отметить, что антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений, на ясных и продуктивных принципах.