Смекни!
smekni.com

1. Аудиовизуальная культура 8 (стр. 1 из 104)

ВВЕДЕНИЕ В ЭКРАННУЮ КУЛЬТУРУ: НОВЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 4

Глава 1. Введение и предыстория. 8

1. Аудиовизуальная культура. 8

1.1. Чувственная реальность экрана. 8

1.2. Экран и научно-техническая революция. 10

1.3. Информационная революция и культура. 13

2. Современный концерт. 15

2.1. Эффекты и впечатления. 15

2.2. Концерт в истории культуры.. 16

2.3. Концертные коммуникации. 23

3. Категории аудиовизуального. 27

4. Человекомерность аудиовизуальных пространств. 33

4.1. Аудиовизуальный синкретизм в истории культуры и искусства. 33

4.2. Логическое и интуитивное восприятие, образное и понятийное мышление. 35

4.3. Психофизиология зрения и слуха. 37

4.4. Концепции психического инструментального действия. 38

4.5. Синергетическая теория психических потребностей. 39

4.6. Творческие способности и синкретичные авторские технологии. 41

4.7. Феноменология сна. 43

5. Научный контекст аудиовизуальной культуры.. 48

5.1. Постановка задачи. 48

5.2. Наука как культура: сходства и различия. 48

5.3. Парадигмальное развитие науки. 50

5.4. Визуальные образы научных парадигм.. 51

5.5. Линии и фракталы: примеры визуальных образов различных научных парадигм 52

5.6. Особенности и образы синергетической научной парадигмы.. 56

5.7. Визуальные образы как параметры порядка зрительного восприятия. 58

5.8. Когнитивные науки. 59

5.9. Семиотика. 61

6. Артефакты.. 65

6.1. Аудиовизуальные артефакты на основе механической и пневматической энергии 65

6.2. Аудиовизуальные артефакты на основе электрической энергии. 67

7. Введение в методологию искусствоведческого анализа. 72

7.1. Современное общество. 75

7.2. Искусствоведческая характеристика предыстории. 78

Глава 2. Пути аудиовизуального синтеза. 83

1. Экранная культура вчера, сегодня и завтра. 83

2. Оргструктура управления киноделом.. 91

3. Техника периода немого кино. 105

3.1. Съемочно-проекционная техника. 105

3.2. Артефакты звукового сопровождения фильма. 107

4. Радио и звукозапись. 116

5. Средства массовой коммуникации и экранное искусство. 119

5.1. Техника и коммуникация. 119

5.2. Коммуникация и искусство. 124

6. Рождение магнитной записи и телевидения. 130

6.1. Первые опыты магнитной записи звука. 130

6.2. Первые опыты телевизионной трансляции. 131

7. Искусствоведческая характеристика аудиовизуального синтеза. 135

7.2. Пути аудиовизуального синтеза. 136

7.3. Приход звука. 138

Глава 3. Электронная революция. 141

1. Электронная революция и повседневная культура. 141

2. Рынок и СМИ.. 151

3. Телевизионная специфика. 163

4. Техническая основа новых аудиовизуальных технологий. 175

4.1. Начало истории вычислительной техники и даты некоторых событий. 175

4.2. Вычислительная техника. 178

4.3. Персональные компьютеры.. 180

4.4. Программное обеспечение ЭВМ... 184

4.5. Компьютерные телекоммуникации и Интернет. 188

4.6. Нанотехнологии. 192

5. Электронная революция: искусствоведческий аспект. 196

Глава 4. Интерактивность. 203

1. Технологии интерактивных компьютерных игр. 203

1.1. Предыстория — традиционные игры.. 203

1.2. Видеоэкранные компьютерные и сетевые игры.. 208

1.3. Характеры и жанры видеоэкранных игр. 211

1.4. Клоны видеоэкранных игр. 212

2. Экранные языки. 215

2.1. Проблема определения языка экрана. 215

2.2. О языках искусств. 216

2.3. Язык киноискусства. 218

2.4. Элементы киноязыка. 220

2.5. Структура языка киноэкрана. 223

2.6. Язык дигитального экрана. 224

3. Современная анимация. Рождение виртуальной реальности. 227

3.1. Компьютерная графика. 228

3.2. Компьютерная анимация. 231

Глава 5. Конвергенция. 236

1. Человек в культуре и процессы глобализации. 236

2. Общение в Интернете. 257

2.1. О потребности общения и его особенностях. 257

2.2. Существует ли общение в Интернете?. 258

2.3. О поведении и общении. 260

2.4. Эволюция заочного общения. 261

2.5. Эволюция сетевого общения. 262

2.6. Виртуальное общение виртуальных личностей. 264

2.7. Партнеры в самоподдерживающейся сетевой беседе. 265

2.8. Общение как труд и беседа как работа. 266

2.9. Коммуникации и тексты: презумпции и отношения. 268

3. Творческий процесс создания виртуальной реальности. 271

3.1. Что такое виртуальная реальность?. 271

3.2. Виртуальная реальность в контексте психических процессов. 273

3.3. Психология виртуальной реальности первого порядка: телевидение и мультимедиа на подходах к ВР. 278

3.4. Ожидание ВР: от «детских» представлений о виртуальной реальности до телепатии 281

3.5. Интернет-сообщество для обычных людей: от интернет-зависимости к интернет-терапии. 287

4. Виртуальный «концерт»: представление и звук в виртуальной реальности. 295

4.1. Интерактивный компьютерный перформанс. 295

4.2. Компьютерная музыка. 300

5. Аудиовизуальная художественно-эстетическая активность на пороге нового тысячелетия 305

5.1. Интернет и интерактивность. 307

5.2. Гипертекст и виртуальная реальность. 311

5.3. Эволюция экранных искусств на рубеже нового тысячелетия. 312

Заключение. 318

Глоссарий. 323

Сокращения. 342

Литература. 344

Предисловие

Настоящее учебное пособие - первая попытка систематического изложения основ экранной культуры - принципиально новой парадигмы коммуникации между людьми, стремительно и интенсивно развивающейся с конца XIX века. Пособие было подготовлено в рамках мегапроекта Министерства культуры Российской Федерации по обновлению учебников культурологического и искусствоведческого профиля по направлению 520100 и специальности 020600 «Культурология». Помимо культурологических курсов пособие может быть использовано при подготовке кадров для кино, телевидения, видеокультуры и творческого использования возможностей компьютерной техники и Интернета: дизайнеров сайтов, режиссеров, художников, операторов, сценаристов, разработчиков программ и др.

Культура массовых коммуникаций и культура информационного общества - ключевые разделы прикладной культурологии. Культурологические аспекты «компьютерной революции» и качественно нового этапа цивилизации, началом которого можно считать «информационное общество», относятся к числу наиболее широко обсуждаемых в прессе. На Западе с начала 1980-х годов и у нас в последние 10 лет был опубликован целый ряд исследований, показывающих огромную, можно сказать, определяющую роль гуманитарных проекций данной проблематики, которая еще вчера казалась чисто технической. Из области дискуссии эти теории быстро перешли в сферу практики, поскольку без решения принципиальных вопросов взаимодействия человека с машиной и социума с новыми поколениями электронно-вычислительной и коммуникационной техники любая программа развития общества обречена на неудачу. В предлагаемом пособии, на основе новейших научных данных, студентам дается общее представление об основных этапах и перспективах развития технологий культуры в зависимости от темпов, характера и направления социокультурного и научно-технического прогресса.

Первоисточником рассматриваемых в книге процессов является та эволюционная цепь, которая тянется от письменной к экранной культуре.

Мы берем в руки книгу и видим, что, о чем бы она нам ни рассказывала, повествование вытягивается в книжную строчку, поскольку основано на «линейном языке» письменности. Появление на книжной странице иллюстраций дает уже некоторое новое качество этой страницы (и книги в целом). В данном случае линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства (в этом смысле языком «плоскостным»), эволюция которого накануне XX века приводит к рождению кинематографа, сумевшего передать реальную последовательность движения в замкнутом пространстве экрана. Итак, «ожившая» страница сменилась экраном, который затем с появлением телевидения пришел к нам в дом и стал, как книга, предметом домашней культуры. Наконец, видеомагнитофон предоставил возможность обратной связи с экраном. Видеокассета - то же запечатление фрагмента мировой культуры в «памяти квартиры», какое характерно для книги. В видеоварианте зрелищного искусства мы стоим перед порогом «новой книги», который экран компьютера спокойно перешагивает. При этом экран компьютера, его дисплей, становится как бы компьютерной страницей. Процесс миниатюризации и совершенствования средств вычислительной техники на наших глазах привел к тому, что персональный компьютер уже стал сначала большой (лэп-топ), а затем маленькой (палм) «книжкой», с которой мы можем вести диалог и которая отвечает нам как на языке экрана, так и с помощью синтезированного компьютером голоса.