Смекни!
smekni.com

© Джаныбек Молдоисаев, 2011. Все права защищены (стр. 27 из 68)

Не объявляйте нам войну!

Только кыргызы могут здесь жить,

и любой, кто решится напасть,

попадет прямо к шайтану в пасть!

Не ходите на нас войной!

Все равно на руинах всего, зародится новая жизнь.

Кыргызы будут расти и процветать,

стрелять в вас из луков и дротики метать.

С нами придется считаться,

из одного блюдца с нами питаться.

Приходите к нам без мечей и копий,

наш народ будет дружелюбным и встретит всех с радостью.

Чтобы подружиться с нами надо ворота дружбы отпереть,

иначе мы можем с лица земли вас стереть!

Именно так звучит кыргызская легенда. Это своего рода предсказание, оставленное далекими предками кыргызов своим потомкам.

Благодаря этой легенде, кыргызы живут и крепнут. Ибо это их прошлое и будущее. Никто не может жить без прошлого и будущего в настоящей жизни.

С близкого расстояния город был действительно большим. Высота стены достигало сорока метров. Две башни около ворот были на десять метров выше стен. Стены города были построены из каменных блоков. Основание стен были сложены из гранитных глыб, привезенных из Ак-Суу.

Ак-Суу - это название огромного ущелья находящегося на северо-западной стороне долины. Там есть небольшое поселение горных охотников и каменотесов. Жители Ак-Суу являются основными поставщиками гранита, которых приобретают у них жители Ак-Буркута.

Высота ворот достигают четырнадцати метров высоту и одиннадцать метров в длину. В задней части города имеются еще два запасных выхода. Однако две задние ворота вдвое меньше чем главные. Внутренняя часть города имеет восемнадцать кварталов. В каждом квартале по обе стороны находятся по три десятка небольших домов. Население города составляет свыше двадцати тысяч человек. В левой части города расположены конюшни и постоянный гарнизон. В правой же части вдоль стен имеются высокие постройки, где живут правитель города со своей семьей и члены семей Совета аксакалов.

Правитель города Калмат-хан, он же - хан северо-западного каганата. В свои пятьдесят два года он выглядел еще молодым. Жену Калмат-хана звали Айсулуу. Она была на шесть лет младше своего мужа. У них была одна единственная дочь. Дочке хана недавно исполнилось восемнадцать лет, и звали наследницу престола хана северо-западного каганата кыргызов и ныне действующего правителя города Ак-Буркут Калмат-хана, Чолпонай.

Так, в общем-то, и выглядел город, на тот момент, когда к ним направлялся огромный караван. В тот день Калмат-хан весьма озабоченный приближающимися событиями никак не мог заснуть. Поэтому с раннего утра он велел созвать Совет аксакалов.

Поспешно собранный Совет аксакалов состоял из старейшин города, мудрецов, почитаемых народом. К ним относились с глубочайшим уважением, ибо они решали важные государственные дела. Даже сам Калмат-хан, часто прислушивался к их мнению, относительно решения тех или иных дел.

И вот, наконец, когда был созван Совет аксакалов, Калмат-хан в нетерпении расхаживался в своих просторных покоях. Его беспокоила страшная весть, которую он получил от лазутчиков. Услышав шумные голоса аксакалов, Калмат-хан направился к ним, чтобы поделиться с плохой вестью и получить от них совет.

Как только двери в огромную комнату, где сидели аксакалы, открылась, все они разом встали. Первыми вошли шестеро статных воинов в полном боевом снаряжении – это были личные телохранители Калмат-хана. Вслед за ними вошел и сам Калмат-хан.

При виде Калмат-хана все аксакалы, молча, поклонились ему. После чего, все присутствующие аксакалы, подняв головы хором, поприветствовали его. Затем один из аксакалов взяв на себя смелость, обратился к Калмат-хану от имени всех аксакалов:

– Достопочтенный Калмат-хан, позвольте вас поприветствовать от имени всех старейшин. Хвала Всевышнему, за то, что он ниспослал нам вас! Мы счастливы, видеть вас у трона как великого хана, дарующего мир и процветание городу Ак-Буркут. С момента вашего царствования по сей день, мы пожинаем плоды вашего правления. Ибо всем известно, что вы, как и ваш отец, правивший этим городом, до того как бог призвал его к себе, да раскроются перед ним врата рая, приносите нам радость и процветания, – закончив любезное приветствие, он приступил к делу. – Достопочтенный Калмат-хан, позвольте поинтересоваться о цели нашего созыва. Что такое могло случиться в столь ранний час, что вы решили собрать нас в вашем тронном зале?

– Пока еще ничего не случилось. Но вчера наши лазутчики принесли плохую весть. Передовой отряд нашей регулярной армии, патрулирующий окраины наших владений заметили некоторое движение за окраиной скалистых гор, – ответил Калмат-хан.

– Позвольте, но…что вы имеете в виду, говоря о каком-то движении? – спросил один из старейшин.

– Я имею в виду, что надвигаются большие перемены. Похоже, что кому-то пришло в голову нарушить наш покой и уединение, – помолчав немного, Калмат-хан продолжил. – Несколько дней тому назад, лазутчики принесли срочное донесение от Жолболду баатыра, командующего пограничным отрядом о приближении какого-то каравана. Я не придал этому особого значения. Поскольку надеялся, что караван не станет углубляться в кыргызские земли. Думал, что они пойдут дальше по Великому Шелковому Пути. Однако я просчитался, караван направляется прямиком к нам, в город Ак-Буркут.

– Но, что в этом такого? Обычный караван. Когда к нам приходил последний караван, три-четыре года тому назад? Они же к нам часто наведываются, – удивленно спросил один из аксакалов.

– Да, но речь идет о необычном караване. По словам разведчиков, караван, приближающийся к нам, принадлежит одному из известнейших гильдий купцов. И ведет караван никто иной, как сам глава купеческой гильдии Махмуджан ибн Халиф! – услышав это имя, все сидящие ахнули. Похоже, было на то, что произнесенное Калмат-ханом имя было всем известно. Не скрывая удивленных взглядов, все разом начали шумно переговариваться. Только после того как Калмат-хан поднял руку, все умолкли. Воспользовавшись создавшейся тишиной, Калмат-хан продолжил. – Да, именно Махмуджан ибн Халиф вместе со своим дядей и несколькими старшими купцами, лично руководит движением каравана. По-правде говоря, я и сам был крайне удивлен, узнав об этом, – говорил Калмат-хан. – Самая крупная купеческая гильдия известная на весь мир, побывавшая во многих странах, и вдруг на тебе… направляющаяся к нам! С чего это вдруг, Махмуджан ибн Халифу понадобилось посетить наш кыргызский город? Я и сейчас над этим ломаю голову. Поэтому мне и понадобилась ваша помощь. Хочется, чтобы и вы немного поломали головы над этим. Ведь вы же старейшины, мудрецы, а вместе в целом являетесь Советом аксакалов. То есть головой города Ак-Буркут. Вот и ответьте мне на такой вопрос.

– Хм-м…Странно, что сам глава купечества решил отправиться вместе с караваном. Ведь, насколько нам известно, он один из самых богатых купцов. Зачем он, рискуя своей жизнью, отправился вместе с караваном? – подняв брови, спросил один из аксакалов.

– Послушайте меня уважаемые аксакалы, сейчас я иду встречаться со всеми военачальниками нашего гарнизона. А вы оставайтесь здесь и думайте, – сказав это, Калмат-хан удалился. Не успел он выйти, как все стали шумно спорить.

Глава 3.

Выйдя во двор, Калмат-хан чуть не столкнулся со здоровенной верзилой по имени Учкунбек. Учкунбек баатыр был начальником гарнизона города Ак-Буркут. Он был высокого роста и крепкого телосложения и являлся участником многих сражений.

По озабоченному виду и потому как он быстро шел, можно было догадаться, что он куда-то очень спешил. Увидев Калмат-хана, Учкунбек баатыр остановился и, поклонившись, сделал приветственный жест.

– Достопочтенный Калмат-хан, как хорошо, что я вас встретил. Я как раз направлялся в ваши покои.

– В чем дело Учкунбек баатыр? – удивленно спросил Калмат-хан.

– Я на счет того же каравана, – начал Учкунбек баатыр. – Видите ли, дело в том, что возникли некоторые осложнения.

– Какие еще осложнения? В чем дело, говори.

– Только что прибыл еще один гонец. Его прислал командующий пограничным отрядом Жолболду баатыр, – сделав глубокий вдох, Учкунбек баатыр продолжил. – Так вот, в донесении Жолболду баатыра говорится о том, что эти самые купцы, которые очень скоро к нам прибудут, привели за собой хвост.

– О чем это ты? Какой еще хвост?! – нахмурив брови, непонимающе спросил Калмат-хан.

– Я имею в виду, что караванщики прибудут к нам не одни.

– Как это не одни? Да объяснишь ты мне толком, или нет?!

– Хорошо, мой повелитель. Постараюсь объяснить вам более доходчиво, – сделав еще один глубокий вдох, Учкунбек баатыр вновь продолжил. – Похоже, купцы раскрыли тайную дорогу не только для себя, но и для наших врагов. Разведчики Жолболду баатыра заметили, что вслед за караваном в нашу сторону приближается многочисленный отряд монголов.

– Что? Монголы?! О боже, только их нам еще и не хватало! – в ужасе воскликнул Калмат-хан.

– Да. Похоже на то, что монголам наконец-то удалось найти дорогу в наш город. Теперь нас ждут большие неприятности.

– Неприятности?! – воскликнул Калмат-хан. – Да это настоящая трагедия для нашего города! Ты представляешь себе, что будет с нами и жителями нашего города, если сюда ворвутся монгольские захватчики?! Они все здесь сметут, сравняют с землей! Камень на камне не оставят! О боже, надо принять срочные меры по защите города. Немедленно собери всех баатыров, и приведи их ко мне.

– Будет сделано, – круто повернувшись, Учкунбек баатыр направился в сторону казармы.

Оставшись один, Калмат-хан задумался.

«Проклятый караван! Какого шайтана им понадобилось в нашем городе?! Теперь нам точно не миновать больших бед. Надо отправиться к аксакалам и сообщить эту страшную весть. Ну, Махмуджан ибн Халиф держись! Пожалуй, сразу же по прибытии тебе придется многое нам объяснить».

Поразмышляв немного, Калмат-хан вернулся обратно в тот зал, где его ждали старейшины города. Увидев Калмат-хана двое стражников, охранявшие тронный зал расступились, пропуская правителя. Зайдя внутрь, Калмат-хан увидел аксакалов шумно переговаривающихся между собой. Увидев его, старейшины города сделали низкий поклон.