Смекни!
smekni.com

© Джаныбек Молдоисаев, 2011. Все права защищены (стр. 63 из 68)

Как только земля перестала трястись, Хурсакай при помощи нескольких воинов выбрался наверх. Взяв собой еще двух воинов, он решил пойти на разведку местности. Остальным он приказал сидеть тихо и дожидаться их прибытия.

В городе царил настоящий хаос. Люди бежали в разные стороны. В некоторых домах полыхали языки пламени. Всюду лежали сраженные стрелами трупы местных жителей вперемешку с воинами. Хурсакай сняв с убитого кыргызского воина меч, подобрал лежавший рядом щит. Двое неотступно следовавших за ним воинов последовали его примеру, вооружившись мечами и копьями.

Услышав топот бегущих строем солдат, Хурсакай и его воины спрятались среди перевернутых обозов. Следом за первой группой последовали еще несколько мелких групп хорошо вооруженных солдат. Все они следовали в сторону городских стен, где разворачивалось настоящее сражение.

Наконец когда стихли шаги удаляющихся солдат, Хурсакай велел своим людям снять доспехи с убитых кыргызских воинов и надеть их. Облачившись в доспехи, Хурсакай ввывел своих людей из укрытия и двинулся дальше. Приблизившись к стенам города, они увидели страшную бойню. Китайцы, перепрыгивая через трупы, сражались с кыргызскими защитниками. Один из офицеров заметив Хурсакая и двух его солдат ткнув пальцем в сторону восточных стен, приказал им подняться и помочь сражающимся там воинам.

Хурсакай не долго думая, исполнил его приказ. Взобравшись на стены, монголы увидели страшную картину. Огромная китайская армия со всех сторон пыталась взять штурмом городские стены. Китайцев было слишком много. Оглянувшись, Хурсакай заметил, как четверо китайских воинов с помощью длинных лестниц взобравшись на стену, убили двух кыргызких воинов и трех подростков, которых то и воинами нельзя было назвать. Поднявшимся на стену китайцам пытались противостоять две оставшиеся женщины. Одну из них они закололи мечами, а вторая, отпрянув назад, натолкнулась на Хурсакая. Хурсакая оттолкнув женщину в сторону, бросился с обнаженным мечом на китайцев. Его товарищи последовали его примеру и, скрестив мечи с китайцами, без труда их одолели. Женщина, встав на ноги, поблагодарила их и взяв в руки копье снова броислась вперед на нападающих китайцев. Увидев, что тот участок стены, где стояли монголы и одна женщина, оказался ослабленным к ним на помощь прибыли около сорока кыргызских воинов.

Пока Хурсакай колол своим мечом поднимавшихся наверх китайцев, стоявший сзади него монгол громко крикнув, указал пальцем вниз. Хурсакай взглянув в указанную сторону, удивленно присел. Он не поверил своим глазам, увидев как около полутора тысяч монгольских всадников под командованием генерала Мунджехбия вклинившись в ряды китайцев, начала с ними сражаться.

Не меньше монголов удивились кыргызские баатыры, стоявшие рядом с ними. Понаблюдав за ходом сражения, Хурсакай увидел, с каким остервенением бьются его братья с китайцами. Свирепый тысячник Тайлихкан, которого Хурсакай узнал сразу же по его фигуре, дрался с китайцами словно волк. И его воины, которых часто называли волчьей стаей, по храбрости не уступали своему тысячнику. Если бы Хурсакаю кто нибудь рассказал о том, что генерал Мунджехбий придя со своим войском к стенам города Ак-Буркут, которого до этого пытался захватить, но не смог, помогает его защищать от других захватчиков, он бы в это не поверил. Однако он сам собственными глазами это увидел и теперь поспешил увести своих людей обратно назад.

Быстро спустившись вниз, они заметили как китайская конница, смяв на своем пути кыргызских лучников, ворвалась в город через разрушенную часть стены. Следом за конницей с громкими криками в город ворвалась пехота.

– Пожалуй, на этом наша рекогносцировка завершена. Возвращаемся назад к остальным пленным. Нам надо будет обсудить наш дальнейший план действий. Город Ак-Буркут уже пал. Китайцы захватили стены города, сейчас они откроют ворота и впустят оставшихся солдат. Мы должны поторопиться!

Глава 17.

Сразу же после землетрясения Махмуджан ибн Халиф созвал всех купцов в свой шатер. На совете купцы обсуждали свои дальнейшие планы. В основном их план сводился к уходу из города вместе с жителями. Со слов Жолболду баатыра, который был ответственен за вывод из города Ак-Буркут всех жителей и купцов, следовало, что на северном склоне гор Ала-Тоо есть огромные пещеры, где можно было укрыться. Пещеры были расположены на достаочно далеком расстоянии от города и были хорошо укрыты от посторонних глаз. Кроме местных жителей никто не знал о существовании этих пещер. Да и дорогу туда мог отыскать не каждый. Купцы приняли единственное верное решение, которое заключалось в том, чтобы поскорее поднять весь караван и уйти вместе со всеми в горы. Однако Эль Херзук, который тоже участвовал на этом совете, отказался покинуть город, ссылаясь на то, что защитникам не удастся надолго удержать китайцев. В случае быстрого прорыва китайцами обороны города, они смогут без труда догнать всех беженцев и ударить им в спину.

– Что же ты предлагаешь? – спросил Махмуджан ибн Халиф.

– Я предлагаю поручить командование охраны караван Джусу. Он без труда меня заменит и сражается так же хорошо как я, – начал отвечать Эль Херзук. – Пока вы будете покидать город я, взяв собой сто воинов, помогу кыргызским баатырам сдерживать натиск врага.

– Ты не обязан оставаться сдесь и погибать. Это не твоя и не наша битва, – не согласился с ним Ибрахим ибн Халиф.

– Нет, вы ошибаетесь! Теперь это уже наша битва! Точнее моя! С того момента как мы пришли в этот город мы все стали частью этого народа. После того как меня посвятили в баатыры, я стал частью их войска. С того момента как я полюбил дочку хана, кыргызы стали моими братьями и сестрами! – заявление Эль Херзука о том, что он полюбил дочку хана, уже не было секретом для всех. Благодаря длинному языку младшего купца Махрука, все присутствующие давно знали о том, что доблестный Эль Херзук ухаживает за дочерю Калмат-хана.

– А теперь скажите мне, – продложал Эль Херзук. – Как я могу оставить их сейчас? Я не смог бы это пережить. Я знаю, вы, возможно, не согласитесь со мной, но мне кажется мое место теперь здесь!

После недолгого молчания Махмуджан ибн Халиф хорошенько подумав над словами Эль Херзука и, взвесив все за и против, сказал следующее:

– Эль Херзук мы тебя знаем, чуть ли не с детства. Ты отличный воин! Все твои люди превосходные воины. Ты привел нас в город Ак-Буркут в целости и сохранности. Благодаря твоей бдительности мы избежали многих опасностей, с которыми могли столкнуться в пути. А путь мы согласись, прошли не малый. Возможно, нас сюда направлял сам Всевышний как некогда тех проповедников Ислама, которые открыли дорогу сюда. Возможно, наш приход сюда не был случайным! Мне кажется, такова была воля божья! Я и да все присутствующие здесь благодарны тебе за все. Ты привел нас сюда, и, стало быть, выполнил свою работу. Теперь ты свободен и можешь поступать, так как захочешь. Мы не станем тебя удерживать.

– Спасибо вам всем за то, что вы с пониманием отнеслись к моему решению.

– И вот еще что Эль Херзук, – добавил Махмуджан ибн Халиф. – Пожалуй, сто воинов для тебя будет недостаточно. Мы оставим тебе четыреста воинов, оставшихся воинов будет достатчно для Джуса, чтобы обеспечить нашу охрану. Тем более что основные ценности мы оставим здесь. Вчера ночью мы встречались с Калмат-ханом и обсудили этот вопрос. Но эта информация теперь уже для ограниченного круга лиц…

– А как на счет Корана?

– Мы прибыли сюда с особой миссией и миссию свою выполнили. Все остальное в руках Всевышнего! Мы не вправе противиться его воле. Коран останется здесь в одном из надежных ханских хранилищ! А теперь нам пора трогаться в путь. Жолболду баатыр уже начал выводить из города беженцев. Нам надо немедля присоединиться к ним. У нас будет очень мало времени. Удачи тебе Эль Херзук! Если выживешь в этой бойне, мы с радостью будем ждать тебя в пещерах, думаю, кыргызы тебе помогут отыскать туда дорогу.

– Спасибо вам еще раз, уважаемые купцы! Я найду вас, и мы с вами еще посмеемся, вспоминая наши приключения во время странствий по всему свету.

– Иншалла!

Как только Жолболду баатыр вывел из города Айсулуу-ханышу и принцессу Чолпонай вместе со всеми жителями и купцами, китайцы возобновили свою атаку. На этот раз главноначальствующий Ли Далян пустил в атаку всю свою армию. К этому моменту число защитников города составляло всего пять с половиной тысяча человек, включая воинов Эль Херзука.

В ходе молниеносного штурма китайцы, проникнув через разрушенную стену, захватили городские стены, затем, открыв ворота, впустили в город всю оставшуюся армию.

После того как китайцев не удалось отброисть назад за городские стены, Калмат-хан с тяжелыми потерями начал отступать. Учкунбек баатыр вместе с еще несколькими баатырами ве это время сражался рядом с ханом. Калмат-хан понимал, что надолго удержать врагов им не удастся, поэтому он попытался отвести остатки своей армии назад к площади. Ему нужно было время для того, чтобы перегруппироваться и последний раз дать китайцам бой. По его мнению, последний бой задержал бы китайцев на некотое время, которого было бы достаточно, чтобы Жолболду баатыр успел отвести в безопасное место его семью и всех жителей города Ак-Буркут.

Пока Калмат-хан уводил войско назад, несколько баатыров по приказу Учкунбек баатыра оставшись, попытались задержать китайскую пехоту. Оставшиеся баатыры и воины, храбро сражаясь, погибали. Вместе с ними встав бок о бок, сражались подростки и женщины, лишившиеся своих отцов и мужей. Все они не захотели уходить из города и предпочли биться с врагами до последнего вздоха. Несмотря на героические попытки кыргызских воинов, надолго задержать врагов им не удалось. Китайская пехота своей численностью раздавила и смяла на своем пути всех, кто встечался.