Смекни!
smekni.com

Накорякова к. М. Литературное редактирование. М.: Издательство икар, 2004. – 432 с (стр. 77 из 78)

Что до долгожданного вечера «Терем-концерта», любимца местной публики, в исполнении которого шутка юмора – высокое искусство, то записные эстеты-остроумцы на домрах, баяне и кон­трабас-балалайке снискали, кажется, менее возбуждённые овации, чем в прошлый свой приезд.

Открытием фестиваля оказалась вчера ещё студенческая вокальная группа «Римейк», делающая в своём жанре то же, что на другой территории творит «Терем-квартет» – одновременно изысканные и уморительные шутки-парафразы. Молоденький «Римейк», певший на сцене, в поезде, в бане, у костра, по дороге на обед, снискал любовь столь абсолютную, что незапланированно остался и на заключительный гала-концерт. Так что всё кончилось хорошо.

Костомукшане и костомукшанки получили разнообразные впечатления. В бане парили (особенно хорошо – великолепный исполнительный директор феста Александр Коктомов), знаменитая атмосфера фестиваля присутствовала. Но вспоминая ту несчастную половину программ, которая оказалась практически провальной, а также разговоры в духе «не ругайте, для костомукшан и костомукшанок и это событие», всё-таки понимаешь, что предприятие оказалось вдруг в острой ситуации выбора – встать (руки в брюки) в провинциальную позу и быть довольным перечнем больших имён не важно которой давности или же бороться за туманный ореол европейского качества, а для этого всего лишь точнее выстраивать программы. Это не мало, но и не так уж непосильно много. Однако ясно, что ситуация выбора всегда остра, а итоги непредсказуемы. Здесь-то самое время и место искренне пожелать фестивалю удачи.

Отредактируйте текст, сократив его на 1/3. Предложите другой заголовок.

Планетарий вот-вот взлетит на воздух

К звёздам – по эскалатору

– Планетарий сегодня просто затерялся среди многоэтажек, – говорит автор проекта его реконструкции Александр Анисимов. – Угол видимости астрономической площадки из-за высоких клеток близлежащего зоопарка сократился на 15 градусов. В ближайший год-полтора будут восстановлены первоначальные формы планетария, создадим Музей астрономии и истории звёз­дных путешествий, начнут функционировать уникальные «космические» аттракционы. При планетарии планируется открыть колледж.

И всё это на небольшом пятачке Садово-Кудринской улицы? Оказывается, территория расширится ввиду генеральной идеи поднятия планетария на 6 метров – ровно на два этажа.

– Технически вопрос поднятия и перемещения памятников архитектуры решили ещё в 30-е годы. А уж при современном развитии техники это и вовсе несложно сделать. Пневматические домкраты будут синхронно поднимать здание на 20 см за неделю. А к Садовому кольцу выстроим пандус с движущимся тротуаром, – делится с нами Александр Анисимов, – в результате мы получим два светлых нижних этажа и полтора – подземных.

Вся реконструкция потянет на 30 млн. «зелёных». Основным акционером выступит правительство Москвы.

– Но это не тот проект, который придётся тащить за уши, – уверяет его директор Игорь Микитасов. – Наш планетарий посещал миллион человек в год. После реконструкции мы планиру­ем принимать в два раза больше посетителей. Посчитайте сами, какая сумма набежит, если каждая приходящая к нам среднестатистическая семья будет оставлять у нас около 5 долларов. Я имею в виду деньги, которые будут выручены и от зала игровых автоматов, и от работающих аттракционов. Многие из посетителей наверняка захотят перекусить в кафе или купить зонтик с изображением звёздного неба... Помимо всего прочего планетарий полностью переоборудуют. И если сейчас по уровню оснащённости он отстаёт от ведущих планетариев мира лет на 30, то после реконструкции будет опережать всех на 15 лет! У нас появится германский аппарат десятого поколения.

Первоначально планетарий был задуман как храм атеизма и построен с чисто пропагандистской целью – доказать гражданам молодой Советской Республики, что Бога нет. В Германии на золото закупили удивительную машину, показывающую на грандиозном куполе-экране звёзды и различные небесные явления. В первый год существования был создан прибор «Восходящее солнце», который работал вплоть до закрытия планетария в 1994 году. Удивительно красивой картиной рассвета и непосредственно восхода Солнца после искусственной ночи заканчивались все сеансы Московского планетария.

Работала в этих стенах и труппа Звёздного театра. Были поставлены пьесы: «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник». Уже в 90-е годы в планетарии действовал Фантастический театр, актёры которого представили на суд зрителей несколько спектаклей по произведениям знаменитых писателей-фантастов. Во время войны в планетарии читались специальные лекции для разведчиков и военных лётчиков. За всё время своего существования планетарий закрывался один раз на два месяца. Это было во время ВОВ.

В начале 60-х годов в Звёздном зале планетария проводились учебные занятия по астронавигации с первыми космонавтами. Подготовка первого полёта человека в космос проводилась в условиях строгой секретности. Лекторам, обучающим будущих космонавтов, было сказано, что они готовят лётчиков полярной авиации. И только после полёта Гагарина преподаватели узнали на экранах телевизоров одного из своих подопечных. Астрономическая площадка планетария долгие год являлась культовым место космонавтов. Отправляющиеся в полёт считали своим долгом прийти к знаменитой ели, что произрастает у площадки, дабы, прислонившись к ней, подпитаться энергией.

В 1990 году при планетарии была открыта народная обсерватория, в которой установили самый большой телескоп в Москве. Работает она и сейчас. Несмотря на вялотекущую реконструк­цию, планетарий продолжает худо-бедно функционировать. Читаются лекции, действуют многочисленные бесплатные кружки. А, пожалуй, основной источник дохода планетария сегодня – торговля звездами.

– Да, мы оказываем такую услугу, – поясняет Микитасов, – к нам давно приходят посетители и, предъявляя какие-то липовые свидетельства, выпущенные чуть ли не на туалетной бумаге, просят показать в телескоп «их звезду». Пусть уж лучше они получат свидетельство цивилизованным путём, в Московском планетарии.

Звезда стоит недёшево, порядка 200 долларов. Продают, конечно, не вновь открытые светила, а так... переименовывают уже давно известные. Выдадут и соответствующее свидетельство, и в каталог занесут новое имя.

– Это очень условный, внутренний каталог, – объясняет Микитасов. – Всё достаточно символично, но к нам приходят целыми семьями, с шампанским, чтобы полюбоваться на необыкновенный «подарок».

«Ни одно животное не станет смотреть вверх... Только это нелепое создание – человек – тратит время попусту, глазея на небо», – писал в своё время Герберт Уэллс и был в чём-то прав.

Отредактируйте текст.

Дантист-романтик со станции зима

Известно, что Зима, что в Иркутской области, – родина поэта Евгения Евтушенко. Поэта с мировым именем. Недаром говорят: поэт – это герой созерцания; герой – это поэт действия. Виктор Глухих, тоже из сибирских мест, по праву подпадающий под второе определение, как поэт действия. Сейчас он возглавляет одну из частных суперсовременных стоматологических клиник Магадана, не так давно арендовавшего помещение в жилом доме на улице Вострецова. Таких частных клиник в нашем городе не больше десяти.

Северянин, живущий на Колыме в экстремальных погодных условиях, где «двенадцать месяцев зима, а остальное лето», нередко остаётся один на один с вопросом: иметь или нет здоровые зубы? И не только здоровые, но и красивые! Чтобы не бояться улыбаться, ведь улыбка покоряет, должна покорять... Особенно улыбка женщины.

Однажды мне довелось увидеть такую неотразимую улыбку у импозантной немолодой кондукторши автобуса шестого маршрута. Когда её знакомая сказала, что не прочь иметь такие же зубы, она, непонятно почему понизив голос, поделилась с ней: «Никуда больше не ходи, ступай к Ольге Степановне в «Спарту».

Добрыми делами, слухами о них, как известно, земля полнится. Думал ли я, что смогу через год встретить эту женщину у своего приятеля (она оказалась соседкой его семьи), которая тут же охотно пояснила, что теперь эта клиника обрела своё помещение и называется «Дента люкс».

На мой прямой вопрос при встрече – «Что есть частная клиника в условиях пока нецивилизованного дикого рынка?» Виктор Иннокентьевич Глухих ответил:

– Во всяком случае – это не бизнес и я не считаю себя бизнесменом. Мне как-то не по себе, когда я слышу такие разговоры.

– Так, кто же вы – предприимчивый врач?

– Я вам скажу так. Когда на презентации мне журналисты задавали эти вопросы и я попытался найти приемлемый ответ, один из них невольно подсказал: ну, что, может, играющий тренер? Во! – подумал, это ближе к истине. Скорее сообщество врачей, практикующих на стоматологической ниве как индивидуалы. Я только организую их работу, обеспечиваю оборудованием, медикаментами, материалами, инструментарием, создаю комфортные условия. Поскольку считаю: стоматология очень тесно связана не только со здоровьем, это само собой, и здесь ни на шаг не отступаем от рекомендаций Минздрава, но и с красотой, если хотите, эстетикой. Яркий пример тому – быстро меняющийся облик нашего прекрасного города. Человек хочет соответствовать новым правилам жизни, у него появилась масса реальных возможностей проявить себя и выглядеть прекрасно.

– Магаданцы всегда отличались добротным внешним видом, теперь тем более. Появился некий стандарт. Они, подчас, выглядят лучше, чем зарубежные гости.

– Для таких людей – белозубая улыбка, здоровые вылеченные зубы (мы боремся за каждый зуб, если есть возможность его сохранить, и не обращаем внимания на категоричное пациента «рвите»), удобный, красивый протез. Возможно ли это было лет десять-пятнадцать назад? Вряд ли. Во рту можно было увидеть эклектичный набор: рядом с жёлтым анодированным зубом сталь­ной, или золотую челюсть, которая в сущности недолговечна. Уважающий себя современный человек уже не хочет иметь это. Некрасиво и непрестижно! Наши пациенты имеют право без су­еты, не маясь в очереди, без пресловутого блата прийти к нам и поставить протез, ничем не отличающийся от естественных зубов и быть счастливым. А если это, повторяю, женщина в сорок пять, когда она «ягодка опять»?..