Смекни!
smekni.com

Международные акты об обращении с осужденными (стр. 1 из 4)

МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ФПС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

кафедра общеправовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ОБ ОБРАЩЕНИИ

С ОСУЖДЕННЫМИ

Москва 2000

План:

Введение. 3

1. История международного сотрудничества в области

обраще­ния с осужденными. 6

2. Система действующих международных актов

об обращении с осужденными. 10

3. Основное содержание международных стандартов

обраще­ния с осужденными к мерам, несвязанным

с лишением свободы. 13

4. Основное содержание международных стандартов

обраще­ния с осужденными к наказанию в виде лишения свободы. 16

Список литературы. 26

Введение.

Международные акты о правах человека, об обращении с осуж­денными серьезно влияют на уголовно-исполнительную политику. Это вытекает прежде всего из ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно ко­торому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы».

Как известно, Советский Союз подписал в 1989 г. Венские согла­шения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступнос­тью. Согласно этим соглашениям государства-участники должны «обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности»1. Российская Федерация как пра­вопреемник СССР является участником многочисленных междуна­родных договоров, она признает ряд резолюций и решений- между­народных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблю­дения прав осужденных. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию право­порядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых за­держанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989), Ми­нимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления пра­восудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985) и др. В 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы. Она подписала Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987). На ближайшей повестке дня — выполнение Европейских пенитенциарных правил (1987). Одно из требований Совета Европы к государствам — членам этой организации состоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнительного законода­тельства в его основу были положены принципы и стандарты Европы.

Значимость принципов, сформулированных в международных со­глашениях, и общих положений о защите прав человека и обращении с осужденными для формирования целей и задач политики в сфере исполнения наказания определяется тем, что они носят межгосудар­ственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социаль­ной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов и, следовательно, являются четким ориентиром для развития поли­тики, законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.[1]

Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства с начала 90-х годов стала более активная -интеграция Российской Федерации вмировое сообщество. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанные международные нор­мы, составляющие юридическую основу деятельности мирового со­общества, и прежде всего — положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Значительная их часть относится к сфере уголовной юстиции. Последняя, по сложившейся международной терминологии, охва­тывает не только собственно правосудие, но и предупреждение преступлений правоохранительными органами, а также исполне­ние назначенных судом уголовных наказаний. Очевидно поэтому стремление государств максимально скоординировать уголовную и уголовно-исполнительную политику, средства и методы обраще­ния с лицами, подвергнутыми уголовному наказанию, в духе меж­дународно признанных гуманистических принципов.

В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разра­батываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными. В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции системы развития наказаний.[2]

В ч. 2 статьи 3 УИК РФ содержится положение о приори­тете международных договоров перед национальным уголовно-исполнительным законодательством. Такое положение может иметь место толь­ко в том случае, если в самом межгосударственном договоре, заключен­ном Россией с каким-либо государством, содержатся иные, чем это установлено в УИК, правила исполнения наказания в отношении граж­дан соответствующего государства.[3]

Изучение процесса формирования и развития сферы между­народных актов об обращении с осужденными показывает, что про­блему эту можно представить состоящей из четырех основных час­тей: 1) история международного сотрудничества в области обращения с осужденными; 2) система действующих международных актов об обращении с осужденными; 3) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с ли­шением свободы; 4) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.

1. История международного сотрудничества в области обраще­ния с осужденными.

История международного сотрудничества в области обраще­ния с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII в. стали появляться первые, получившие общественное зву­чание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией : по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире идей английских основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда и И. Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. В XIX в. потребность в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не вылиться в оп­ределенные организационные формы.

Одной из них стала проведенная по инициативе общественности серия благотворительных, организованных частными лицами, меж­дународных тюремных конгрессов. Первый конгресс открылся во :Франкфурте-на-Майне в 1846 г., второй — в 1847 г. в Брюсселе, третий — в 1857 г. снова во Франкфурте[4]. Первый конгресс носил ознакомительную с национальными и международными пенитенциарны­ми проблемами направленность, на втором — был образован размес­тившейся в Париже Тюремный комитет действия, на третьем — пред­метно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения. Однако на всех трех конгрессах превалировал благотворительный ха­рактер намечаемых мер.

Осознание государственной необходимости в решении пенитенциарных проблем на международном уровне привело к соедине­нию усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительст­венной комиссии (1872 г. — комиссии представителей государств, с 1878 г. международной пенитенциарной комиссии, затем междуна­родной уголовной и пенитенциарной комиссии) была проведена вто­рая серия из двенадцати тюремных конгрессов, состоявшихся в Лон­доне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.).

Тюремные конгрессы второй серии приняли ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела — резолюций, но­сивших для государств рекомендательный характер. Принятые акты позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандарти­зировать отдельные моменты ее функционирования. На конгрессах обсуждались вопросы целесообразности одиночного тюремного за­ключения (пришли к выводу, что оно вредно для несовершеннолетних преступников и полезно для взрослых рецидивистов), организации режима отбывания лишения свободы (предложили примерный набор дисциплинарных взысканий, рекомендовали определить перечень дисциплинарных проступков осужденных и т.п.), труда лиц, лишен­ных свободы (предложили считать труд обязательным для осужден­ных, оплачивать его и т.п.), об участии общественности в ресоциализации преступников (рекомендовано создать наблюдательно-попечи­тельские органы при каждом месте заключения и т.п.) и другие про­блемы пенитенциарной политики и практики.

В 1950 г. возникшая в русле тюремных конгрессов и постепенно расширившая сферу своих интересов далеко за пределы чисто пени­тенциарной проблематики Международная уголовная и пенитенци­арная комиссия была упразднена, а ее функции приняла на себя Ор­ганизация Объединенных Наций[5].

Под эгидой ООН проблематика применения уголовных наказа­ний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов ООН по пре­дупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ко­торые проводятся раз в пять лет, начиная с 1955 г.: 1955 (Женева), 1960 (Лондон), 1965 (Стокгольм), 1970 (Киото), 1975 (Женева), 1980 (Каракас), 1985 (Милан), 1990 (Гавана), 1995 (Кипр).

На первом конгрессе (1955 г.) обсуждались: текст Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статус пенитенци­арного персонала, организация труда заключенных.

На втором конгрессе (1960 г.) освещались проблемы краткосроч­ного лишения свободы, обращения с несовершеннолетними преступниками, подготовки осужденных к освобождению и оказания им пост­пенитенциарной помощи.