Смекни!
smekni.com

Методические указания к работе над родословной Иваново 2007 (стр. 7 из 10)

Захаров. Когда Ивану IV было 15 – 16 лет, однажды он выехал за город погулять и был остановлен новгородскими пищальниками, которые потом начали кидаться грязью и угрожать жизни Ивана. Спустя время им овладело подозрение – он велел проведать, по чьей науке пищальники осмелились так поступить, потому что без науки этого случиться не могло. Разузнать об этом он поручил не знатному человеку, а дьяку своему Василию Захарову, который был у него в приближении. Захаров донес, что пищальников подучили бояре, князь Кубенский и двое Воронцовых, Федор и Василий Михайловичи. Впоследствии их казнили. Летописцы говорят, что дьяк оклеветал бояр.

Зайцев. Во время царствования Елизаветы Петровны в Иркутске шло дело о расхищении питейных сборов на сумму 150000 рублей купцами.

При следствии майор Вульф и товарищ его полковник Слободской извинялись незнанием приказных дел. Но скоро нужно было снаряжать особую комиссию для исследования поступков председателя этой комиссии коллежского асессора Крылова. Потом в Сенате стало известно, что Крылов позвал к себе в гости Вульфа, отобрал у него кортик и провозгласил себя управляющим губернией. За это Сенат послал курьера привезти Крылова в оковах в Петербург. Между тем, Крылов прислал донесение, что ничего такого не было и что он в это время с Вульфом ходили в гости к купцу Зайцеву.

Козлов. Когда Шлёцер подал просьбу императрице Екатерине II об отпуске за границу и в конце просьбы испрашивал соизволения продолжать начатые труды по созданию книги по истории, эта просьба была подана через генерал-рекетмейстера Козлова, которого сын учился у Шлёцера в академии 10-й линии, и перешла на рассмотрение к Теплову, у которого сын учился там же. Оба, и Козлов, и Теплов, имели возможность убедительно представить Екатерине блестящие способности и богатые ученые средства Шлёцера, необходимость удержать такого человека на пользу русского просвещения».

. . .

Из работы Воробьевой Марины

«Воробьев, Воробьева – такие «птичьи» имена были распространены на Руси в старину. В «Ономастиконе» С.Б. Веселовского: воробей – очень распространено в XV – XVII вв.; Иван Иванович Синица Воробьев, 1551 г.

Орлов, Орлова – фамилия Орлов занимает среди «птичьих» фамилий четвертое место и 27-е по частотности среди русских фамилий вообще. В «Ономастиконе» С.Б. Веселовского: Орел, Орловы, князь Лев Михайлович Орел Волконский.

Метлин ,Метлина – в «Ономастиконе» С.Б.Веселовского есть следующее: «Метла, Метлин: Игнатий Федорович Метелин, 1417 г., Нижний Новгород». Если существовало прозвище (или нецерковное имя) Метла, то, вероятно, одной из его форм могла стать Метелка, отчество от которого и стало позднее фамилией.

. . .

Из работы Анастасии Малышевой

«Беляев – фамилия восходит к нехристианскому крестильным именам или прозвищам, содержащим корень -бел-. До семнадцатого века имена Белой, Беляй и производные от них были широко распространены на Руси: Беляйко Максимов, казак в Новгородском уезде, 1614; Беляй Печонкин, смоленский посадский, 1609; Белячок Епаев, 1672 и другие.»

Приложение № 5

Размышления на тему «История моей семьи».

Вместо заключения

Выдержки из студенческих работ

. . .

Из работы Юрия Загибина

«У каждого народа, как и у каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. День сегодняшний завтра уже будет днём вчерашним и скоро уже останется позади, постепенно отодвигаясь, всё дальше и дальше. Каждый человек имеет отца и мать. Его родители в свою очередь имеют своих родителей, а те – своих. И так дальше. Бесконечно далеко в прошлое уходит цепочка поколений. В памяти поколений живут разные семейные истории, память сохраняет для молодых истории об их достойных уважения родичах. Мы чтим память о них, бережем оставшиеся после них вещи: альбомы со старыми фотографиями, письма, ордена, медали, книги. Многих называют в честь деда или бабушки, дяди или тёти. Родители передают дорогие их сердцу имена своим детям.

Такая традиция есть и в нашей семье. Если вы обратите внимание на генеалогическое дерево семьи Загибиных, то увидите, что там через поколение Юрий Александрович сменяет Александра Юрьевича. Я очень люблю слушать рассказы старших о своих прадедушках и бабушках, Узнавать их имена, чем они занимались. Интересно внимательно вглядываться в лица на семейных фотографиях и узнавать в них черты своих близких.

Ещё в школе я начал составлять свою родословную. Родословная или, как говорили раньше, родословие – это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о них. Уже тогда я понял, что эта работа требует внимания и времени. Возможно, кто-то скажет, что родословная – это исторический документ и составлять его следует только для великих людей, а ваша семья самая обыкновенная. На это можно ответить, что как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых семей. Работая над родословной, я узнал много нового о своей семье, о судьбах своих предков, а вместе с тем лучше постиг историю своей страны. Самое первое историческое событие, в котором участвовали мои предки, – это столыпинская аграрная реформа (глубже проследить судьбу моей семьи пока не удалось), потом первая мировая война, коллективизация, сталинские лагеря, Великая Отечественная война…

Работу над родословной моей семьи мне хотелось бы назвать: « Встречи с историей». Работая над ней, я понял, что история – это не только « дела давно минувших дней». Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее».

. . .

Из работы Коршуновой Ольги

«Вероятно, история моей семьи очень похожа на тысячи других, ведь все события, происходящие в нашей стране, в той или иной степени затрагивают каждого из нас. Однако для меня она дорога тем, что в ней находится место именно мне, я ощущаю себя частью этой истории, а, следовательно, и частью истории всей России.

Вместе со всей страной мои предки переживали период крепостничества, будучи самым бесправным социальным слоем – крепостными крестьянами. Они на себе познали все тяготы и беды крепостных, а также последствия реформы 1861 года. Но материалов именно об этих родных в нашей семье, к сожалению, не сохранилось по различным причинам. Однако я твердо уверена в том, что люди эти были честными и порядочными, поскольку их дети, о которых известно много больше, были ими хорошо воспитаны. Мои родственники пережили Великую Октябрьскую революцию, причем прадедушка сам являлся активным революционером, а позднее был репрессирован по ложному доносу, и в годы НЭПа прабабушка выкармливала троих детей, она прошла через коллективизацию и индустриализацию. В Великую Отечественную войну погиб в возрасте шестнадцати лет ее сын, Владимир Дмитриевич. Мой дедушка участвовал в параде Победы на Красной площади, был начальником ГАИ города Иваново. Кроме того, все мои бабушки и дедушки, а также их дети хорошо помнят годы «холодной войны» с Западом. Сама я уже стала свидетелем такого события, как Перестройка.

Я считаю, что я могу гордиться своей семьей, потому что все ее члены всегда были верны своей Родине, и чем бы они ни занимались, они делали это настолько хорошо, насколько это было в их силах. Они героически сражались за свою страну, делили с ней все ее горести и беды, но в любом случае не теряли надежды и веры в свой народ.

На жизнь каждого поколения всегда приходится какое-либо изобретение или достижение. Моя бабушка видела, как по городу пускали первые трамваи, дедушка наблюдал за полетом первых наших самолетов, маме и папе довелось работать на первых компьютерах, и, конечно, никто не забудет первый полет человека в космос. На моей памяти – появление мобильных телефонов, распространение персональных компьютеров, Интернета и множества других, не столь заметных вещей.

При написании работы я использовала, в основном, рассказы моих родственников, а также те документы, которые они сохранили. К сожалению, большинство из этих бумаг находятся в таком состоянии, что снять с них копию практически невозможно. А поскольку все самые интересные и старинные документы написаны от руки, то встает проблема неразборчивости почерка. Кроме документов, сохранилось множество фотографий, на которых запечатлены портреты моих родственников. Они тоже во многом пострадали: одни при пожаре, другие просто от старости. Хорошо, что еще живы те, кто может рассказать нам о своей нелегкой жизни, поведать во всех подробностях о тех событиях, которые они пережили. Но ниточка, ведущая нас по лабиринтам человеческих судеб, постоянно выскальзывает из рук, запутывается и обрывается. И тогда начинаешь осознавать, как хрупка память о людях и как важно сделать все возможное, чтобы сберечь ее. И именно эта цель стала для меня главной при написании моей работы».

. . .

Из работы Марины Воробьевой

«Я узнала много нового о прошлом моих родителей, бабушек, дедушек, также я узнала, как зовут моих прабабку и прадеда по материнской линии, раньше я об этом не спрашивала, мне никто ничего не рассказывал, считая, что мне это неинтересно…

… Единственное, что плохо – это то, что много информации потеряно, в памяти моих родителей сохранилась лишь малая толика того, что было в их детстве. Потеряны многие даты рождения, имена, события. В целом я считаю, что моя работа проделана не зря. Может быть, в будущем мои дети и внуки захотят узнать о своих предках. Я смогу им рассказать все, что я знала, не пропустив ни одного из известных мне фактов, то есть прекратится дальнейшее стирание событий прошлого из памяти членов моей семьи».