Смекни!
smekni.com

Н. С. Зайцева Е. А. Задорожная > В. А. Никитин > О. В. Этезова (стр. 25 из 37)

В конце века восхождения на Эльбрус стали ещё более частыми, регион активно осваивался альпинистами и туристами.

В 80-х годах XIX в. в Урусбиево (Верхний Баксан) князь Измаил Урусбиев открывает кунацкую - первый в Приэльбрусье приют для путешественников. Дело продолжили его потомки - Наурус Урусбиев, Сеид-Бий Крымшамхалов, Забитхан и Софият Урусбиевы.

Любители гор России в начале века стали объединяться в горные общества. В 1902 г. в Пятигорске открылось Кавказское горное общество (КГО), устраивавшее пешие и конные путешествия. Работала библиотека, прокат снаряжения, можно было нанять проводника. В 1903 г. общество провело 73 путешествия для 838 человек. Была проложена тропа на вершину Бермамыт и построен приют. С 1914 г. по 1924 г. восхождения на Эльбрус прекратились.

В 1925 г. группа профессора Г. Николадзе (19 чел.) покоряет Восточную вершину Эльбруса. Среди них пять женщин. В 1928 г. только на Эльбрус поднимаются 32 группы. До 1917 г. на Эльбрус взошло менее 100 человек, а до 1941 г. там побывало уже 13000 восходителей.

Альпинизм и горный туризм получают государственную поддержку, создается отечественная школа альпинизма. Основной «кузницей кадров» советского альпинизма становится Приэльбрусье. В 1928 г. в с. Тегенекли открывается Дом туриста. В 1929 г. «новорожденное» Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) возводит 40-местный приют «Кругозор» на склоне г. Эльбрус. Летом 1931 г. группа профессора В. Конопасевича совершает первый лыжный поход вокруг восточной вершины г. Эльбрус. В 1932 г. строится гостиница «Приют 11», а в 1933 г. - «Приют Седловина». В 1934 г. впервые зимой на восточную вершину г. Эльбрус восходят В. Корзун и А. Гусев. В марте 1937 г. группа Нальчикского альпклуба (рук. В. Каплуненко) совершает первый поход вокруг Эльбруса. В 1939 г. В. Гиппенрейтер впервые спускается на лыжах с восточной вершины г. Эльбрус.

Перед началом Великой Отечественной войны началось строительство расширенной сети круглогодично функционирующих гостиниц, сооружений для горнолыжного спорта. Горнолыжные курорты размещались уже на гораздо большей высоте, чем горно-бальнеологические и климатические курорты (1300 – 2000 м над уровнем моря), т.е. в районах с устойчивым снежным покровом.

После войны уже в 1943 г. возобновляются восхождения. В это время советские альпинисты осваивают маршруты экстра-класса - вершины и перевалы Башкары, Кюкюртлю, Уллу-Кары, Шхельды, Тютю и Чегема.

В конце 50-х годов становятся популярными спортивные самодеятельные горные походы, а к концу 80-х в Кабардино-Балкарии пройдено большинство логичных перевалов, в т. ч. 11 высшей категории трудности. Известно, что перевалы Азау, Чипер-Азау, Чипер, Донгуз-Орун, Бечо, Ахсу, Местииский, Балкбаши, Бурунташ, Исламчат, Кыртыкауш, Ирик, Сылтран издавна использовались горцами. Большинство новых перевалов освоено альпинистами в поисках путей восхождений на вершины. Немало перевалов впервые пройдено в спортивных походах.

Здания гостиниц и турбаз, построенные в Баксанском ущелье, ущельях Адыл-Су и Адыр-Су как правило, представляли из себя деревянные строения вместимостью 20 - 40 чел., эксплуатирующиеся только в летний период. Пребывавшие в них туристы могли воспользоваться минимальным набором комфорта, сказывались постоянные трудности в доставке продуктов питания из-за отсутствия дорог. С началом развития зимних видов спорта в России (середина 1930-х гг.), стали проводиться соревнования по горным лыжам, началось круглогодичная эксплуатация этих центров, хотя отсутствовали пути сообщения и инженерные коммуникации, а также отсутствовала программа их деятельности.

В целом это время можно охарактеризовать как время эпизодического строительства отдельных туристических гостиниц и баз, отличавшихся минимальной вместимостью и комфортом. Каких-либо планировочных работ по пространственной организации всего ущелья в это время не проводилось.

Паломничество альпинистов и туристов, начавшееся в Приэльбрусье в 1930-е гг. объясняется доступностью ущелья, наличием в нем разветвленной сети боковых ущелий, ведущих к горным перевалам, и разнообразием альпинистских маршрутов на такие известные, но труднодоступные вершины, как Ушба, Шхельда и множество других. В книге Э. С. Левина «Перевалы Центрального Кавказа» (М.: ОГИЗ-ФИТ, 1938) в границах района уже в те годы были описаны 23 перевала. Сегодня же туристы насчитывают около 150 маршрутов через перевалы Приэльбрусья.

Новый этап освоения Приэльбрусья начался с 1959 г., когда было принято постановление Совета Министров РСФСР о создании в районе Приэльбрусья базы туризма, альпинизма, спорта и отдыха. В начале шестидесятых годов по дну Баксанского ущелья проложили новую асфальтированную дорогу. Началась более активная застройка этого региона, при этом основным её элементом становились преимущественно многоэтажные гостиницы большой вместимости, объединённые в отдельные комплексы. Для создания комплексного градостроительного решения проводились градостроительные планировочные работы, анализ которых будет нами дан в п. 2.3. Первая гостиница нового типа - пансионат «Иткол» - открылась в 1966 г., за ней последовала «Азау» (1968 г.). В 1974-1975 гг. были сданы в эксплуатацию спальный корпус и общественный блок туристской гостиницы «Чегет». Старейшие турбазы Приэльбрусья - «Эльбрус» и военная база «Терскол» принимали отдыхающих еще в 30-е годы, позднее они были серьёзно реконструированы.

Началось строительство канатных дорог и оборудование трасс для горнолыжных спусков. Первая канатная дорога была открыта на горе Чегет в 1963 г. («Чегет-1»). Однокресельная канатная дорога протянулась от поляны Чегет до кафе «Ай» на отметке 2750 м. Вторая очередь - однокресельная дорога от кафе «Ай» до отметки 3080 м. вступила в строй в 1967 г. Через 3 года была построена двух кресельная дорога параллельно трассе «Чегет-1» от поляны Чегет до кафе «Ай». Этим закончилось формирование комплекса канатных дорог на Чегете. В 1974 г. была ещё сооружена буксировочная канатная дорога ВЛ-350 на отметке 3080 м.

В это же время была запущена первая маятниковая дорога на Эльбрусе до станции «Старый Кругозор», спустя 7 лет была построена вторая очередь до станции «Мир», а с 1983 г. - строительство однокресельной дороги до станции «Гара-Баши». Комплекс строительства канатных дорог Приэльбрусья был завершён и пребывает в таком виде по сей день. Сюда следует добавить также сооружённые в разное время буксировочные дороги у подножия Эльбруса, на леднике Гара-Баши, а также на тренировочных склонах в альплагерях и спортивных базах ущелья. Благодаря сооружению этих дорог, катание на Чегете возможно на отметках 2100 - 3230 м, а на Эльбрусе 2350-3780 м. В настоящее время в Приэльбрусье проложены 17 трасс, включая сюда учебные, трассы для слалома, слалома-гиганта, скоростного спуска.

В доперестроечные годы одновременно здесь находилось около 5000 отдыхающих летом и 3500 зимой. Ежегодно в Приэльбрусье приезжало свыше 300000 экскурсантов, отдыхающих на курортах Кабардино-Балкарии, Кавказских Минеральных Вод и из других районов Северного Кавказа и Закавказья. Наибольшее число отдыхающих принимали в то время, и принимают сегодня гостиницы и турбазы фирмы «Эльбрустурист» и альпинистские базы «Каббалкальпинист».

С началом девяностых годов туристический комплекс Приэльбрусья начал испытывать кризис. Здесь можно выделить несколько причин:

- экономический кризис в стране, вызвавший обеднение значительной части населения;

- рост политической нестабильности на Кавказе, экстремистских настроений в обществе, также приведший к значительному оттоку рекреантов;

- технологическая отсталость горнолыжной инфраструктуры Приэльбрусья по сравнению с горно-рекреационными комплексами Западной Европы, куда устремились многие туристы после появления такой возможности;

- распад единой в СССР системы подготовки альпинистов и горных туристов.

Время кризиса 1990-х гг. тяжело отразилось на регионе.

Пришла в упадок горнолыжная инфраструктура курорта - канатные дороги, горнолыжные трассы, гостиницы, транспорт. Положительные тенденции наметились в самом конце 1990-х гг. Связано это было с оживлением туризма в стране в целом и постепенном возобновлении курортного строительства. В 1998 г. был построен газопровод в ущелье, с 2000 г. началась массовая и нерегулируемая застройка наиболее привлекательных мест - полян Азау и Чегет, где концентрировались потоки туристов. Здесь возникли стихийные рынки по продаже сувениров, рестораны и кафе, самовольно застраивались гостиницы. Застройка велась, несмотря на отсутствие градостроительной документации и вопреки закону «Об особо охраняемых территориях» на землях Национального парка «Приэльбрусье», В начале 2000-х гг. были построены несколько современных гостиниц европейского уровня, вместе с тем оставались нерешенными многие правовые вопросы строительства на рекреационных землях. За годы кризиса понизился уровень организации туристических походов, альпинистских восхождений. Так, если раньше (до 1990 г.) на маршрут выпускалась только одна группа в день, исходя из соображений безопасности, то в настоящее время на альпинистских маршрутах движение групп осуществляется без должной организации и контроля со стороны спасателей. Не проводится в должном объёме работа по мониторингу опасных природных явлений. Недофинансирование спасательной службы привело к постепенному снижению уровня безопасности в горах при организации туристических походов и экскурсий. В настоящее время ведутся работы по восстановлению спасательной службы в полном объёме.