Смекни!
smekni.com

Мифы, культура и искусство Древней Греции (стр. 1 из 5)

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Реферат

по культурологи

Тема: Мифы, культура и искусство Древней Греции.

Выполнил:

Сту

Шифр

Омск 2007г.

Содержание:

Введение.

1. Истоки древнегреческой культуры.

1.1. Культурные контакты греков и Ближнего Востока.

1.2. Роль Крито-Микенской культуры в формировании греческой культуры.

2. Основные этапы греческой культуры, их особенности.

3. Роль греческого полиса в формировании ценностей грека.

4. Вклад древних греков в мировую культуру.

Заключение.

Литература.

Введение.

На богатой культурной почве первых цивилизаций Востока, активно впитывая научные и мифологические знания, технические и технологические навыки, вырастает первая культура Запада – культура античной Греции, которая почти сразу же начинает называть своих учителей «варварами», противопоставляя им свой мир как мир «цивилизованный». Так зарождается существующий и поныне раскол культуры человечества на две основные ветви.

Античная культура пленяет нас своим пластичным, выразительно-чувственным, «телесным» характером. Весь мир – «космос» – понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. «Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония» – отмечает крупнейший знаток античной культуры - А.Ф. Лосев. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо – как умеренность.

Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис – демократически управляемый город - государство, где все свободные граждане принимали непосредственное участие в общественной и политической жизни.

Однако «изнанкой» культурного взлета был рабский труд. По определению Аристотеля «раб есть как бы отделимая часть и орудие господина, а орудие как бы неодушевленный раб». И поскольку уделом раба был ручной труд, свободные греки идеалом считали жизнь, от него избавленную. «… Весь собственный труд, который можно было перевалить на другого, они переваливали на раба», - пишет исследователь античности М. Гаспаров.

Древнегреческие ремесленники были такие же усердные работяги, как и в другие времена и у других народов. Но работали они, как бы стыдясь своего труда. И это чувство - «ручной труд постыден» - накладывало отпечаток на всю греческую культуру. Философия развивалась, а техника не развивалась – почему? Именно поэтому. Изящество и “беззаботность” древнегреческой культуры, богатая одаренность и творческий избыток эллинов многими исследователями связываются с зарей, с детством человеческого духа, а любовь к античности – с очарованием детства и тоской по его невозвратности.

1. Истоки древнегреческой культуры.

1.1. Культурные контакты греков и Ближнего Востока.

Активные и всесторонние контакты древних греков, а затем и римлян с народами Ближнего Востока оказали безусловное влияние на становление греческой и римской культур. Благодаря длительным связям с египтянами, финикиянами, сирийцами, иудеями и другими этносами этого ареала греки и римляне хорошо знали ближневосточную науку, культуру и мифологию, в частности египетские мифы о божественных творцах языка и письма (букв), о покровителях письма и счета. Они заимствовали некоторых персонажей из ближневосточных мифологических систем в свои пантеоны богов. Заимствование же у финикиян алфавита является наиболее наглядным материальным свидетельством таких контактов.

Известно, что вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами – по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах.

Минойские пришельцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии.

В результате диффузии (взаимопроникновения) возникла культура, представлявшая собой своеобразную мешанину критской и завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык. Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов, также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами, это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного Причерноморья: ахейской культур, остатки которой еще можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и Тиринфе. именно из сокровищницы ахейской культуры с ее развитой мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая прекрасные произведения европейской литературы.

Диффузия культур продолжалась в силу исторических причин. Прежде всего, сыграло свою роль вторжение дорийцев, имеющих более низкую культуру, однако это — внешняя причина. Большая роль в этом принадлежит ситуации, сложившейся в Средиземноморье. В XIII-XII вв. до н. э. бассейн Восточного Средиземноморья был ареной сложных миграций, о чем свидетельствуют древнеегипетские документы, в которых неоднократно упоминается о нападениях морских народов. Эти нападения нарушили политическое равновесие на Ближнем Востоке: Хеттская держава рухнула, Египет потерял свои азиатские владения. Все это привело к тому, что морская торговля замерла, вот тогда-то среди микенских царств, зажатых в тиски нужды, начались междоусобные воины, приведшие к их полному разрушению, а вместе с этим и к упадку высокоразвитой дворцовой культуры. Сохранились обожженные огнем глиняные таблицы; из них известно, что завоеванные ахейцы вместо того, чтобы противостоять дорийцам, подчинились их культуре. Весь этот процесс взаимодействия двух культур является историческим основанием для воссоздания картины интерактивных элементов двух культур: искусства, морали и религии.

1.2. Роль Крито-Микенской культуры в формировании греческой культуры.

Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Шлимана были города Микены и Троя, Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.

Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности.

Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает атоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство.

С угасанием цивилизации Крита в XIV в. до н. э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции — Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы — одноглазые великаны.

Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон — парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.