Смекни!
smekni.com

Объяснение кратких, но полных смысла, слов пророка (стр. 45 из 50)

И действительно, сколько раз бывало так, что путешествие про­должалось в течение многих дней, однако Аллах облегчал его для путешественников, и сколько раз бывало так, что короткое путе­шествие становилось труднее трудного, а это значит, что всё зави­сит только от милости и помощи Аллаха, облегчающего его.

И поэтому посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), просивший об облегче­нии, говорил: «...о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути...», то есть от всех затруднений. И он говорил: «...от уныния, в которое я моту впасть от того, что увижу...», то есть от постоянной печали и озабоченности. И он, (да благословит его Аллах и приветствует), го­ворил: «...и от неприятностей, касающихся имущества и се­мьи!» Последнее означает: О Господь, мы просим Тебя сохранить наших жён, детей и имущество, то есть всё то, что мы оставили позади себя и с чем расстались, отправляясь в путешествие, и да­ровать им и нам безопасность, и постоянно оказывать нам благо­деяния, в чём и заключается совершенство милости, оказываемой Аллахом Его рабу, и радости, которую испытывает благодаря это­му раб Аллаха.

Те же слова посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил, когда возвращался из путешествия, добавляя к этому следующее: «Мы воз­вращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу на­шему!»

Это значит: О Аллах, мы просим Тебя, чтобы во время нашего возвращения Ты дал нам возможность постоянно приносить Тебе своё покаяние, поклоняться Тебе и воздавать Тебе хвалу и чтобы Ты позволил нам завершить проявлением повиновения Тебе наше путешествие, которое началось благодаря Твоему содействию. Вот почему Аллах Всевышний сказал:

« И говори: "Господь мой, введи меня чрез врата искрен­ности, и выведи меня чрез врата искренности, и даруй в помощь мне силу от тебя! " («Ночное путешествие", 80)

Это означает, что рабу Аллаха следует просить, чтобы его путе­шествия и всё то, что будет иметь отношение к его вступлению куда-либо или выходу откуда-либо, было связано с искренностью, истиной и занятостью тем, что любит Аллах, и чтобы это было связано с упованием на Аллаха и с получением помощи от Него.

Кроме того, слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует) «...и воздаём хвалу Господу нашему!» является выражением признания милости Аллаха на завершающем этапе, подобного признанию её в начале.

Таким образом, рабу Аллаха следует воздавать Ему хвалу не только за содействие в осуществлении поклонения и начало совер­шения чего-либо, но и за завершение и освобождение от этого. По­истине, любая милость - это Его милость, любое благо - это Его благо, и любые средства - это Его средства, и Аллах - Обладатель великой милости!

______________________________________________

1 См.: "Украшения", 13-14.

1 См.: "Украшения", 13-14.

1 См.: "Украшения", 14.

3 Имеется в виду пророк Дауд, мир ему.

1 См.: "Железо", 25.

1 См.: "Украшения", 14.

ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ

СЛЕДОВАНИЕ ПРОРОКУ, (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) В ИСПОЛНЕНИИ ОБРЯДОВ ХАДЖЖА

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Ал­лах ими обоими, сказал:

- Поистине, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Перенимайте свои об­ряды от меня», (Муслим, Ахмад и ан-Насаи)

Эти слова носят общий характер, и улемы используют их как доказательство того, что силу закона приобретает всё, что делал или говорил пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) во время совершения им хаджжа.

Иначе говоря, всё обязательное из совершённого им рассматрива­ется как обязательное, а всё желательное - как желательное. Эти слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), подобны тому, что он сказал о молитве:

«Молитесь так, как на ваших глазах молился я». (Аль-Бухари и Муслим)

И подобно тому как сказанное пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), о молитве касается всех её частностей, так и сказанное им об обрядах хад­жжа касается всех его частностей.

В своём сочинении под названием "Аль-кава'ид ан-нуранийа" шейх-уль-ислам Ибн Таймийа очень хорошо говорит о сути хаджжа пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Так, например, он, да помилует его Аллах, пишет:

- Многие сообщения, переданные лучшими знатоками хадисов из многих источников и имеющиеся в обоих "Сахихах" и других известных сборниках, позволяют установить, что, когда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), отправлялся в прощальное паломничество, он, как и другие мусульмане, облачился в ихрам в Зу-ль-Хуляйфе1, где он сказал:

«Кто желает объявить2 о совершении умры, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении хаджжа, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении умры и хаджжа вме­сте, пусть сделает это» . (Аль-Бухари и Муслим)

А когда они прибыли в Мекку, совершили обход Каабы и ритуаль­ный бег (са'й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), велел всем мусульманам, совершавшим хаджж вместе с ним, выйти из состояния ихрама и считать совершённые ими обряды совершени­ем умры. Это веление касалось всех, кроме тех, кто гнал с собой жерт­венный скот, так как эти люди не должны были выходить из состоя­ния ихрама до тех пор, пока этот скот не будет принесён в жертву. Некоторые из них стали переспрашивать его об этом, однако пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), разгневался и сказал:

«Обращайте внимание на то, что я велю вам, и делайте это!»1

Что касается самого пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то он гнал с собой скот и поэтому не снял ихрам, увидев же, что некоторые люди также не хотят снимать его, он сказал:

«Если бы мне снова пришлось делать то же самое2, то я не стал бы гнать скот и совершил умру отдельно, и если бы не было со мной жертвенного скота, то я обязательно снял бы ихрам!3»4 (Аль-Бухари и Муслим)

И сообщается также, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«Поистине, я покрыл волосы камедью и повязал шеи жерт­венных животных верёвками из шерсти и теперь я не сниму ихрам до тех пор, пока не принесу скот в жертву».5(Муслим)

После этого свои ихрамы сняли все мусульмане, кроме гнавших с собой жертвенный скот, и в числе их были посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), Али бин Абу Талиб и Тальха бин Убайдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими. А в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа (иаум ат-тарвийа) люди, снявшие ихрамы, надели их для совершения хаджжа и направились в Мину. И пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), провёл с ними эту ночь в Мине, совершив там полуденную, после­полуденную, закатную, вечернюю и утреннюю молитвы, после чего через Дабб1 направился с ними в Намиру. Намира находится за пределами Арафата к западу и справа от него и не относится ни к хараму2, ни к Арафату. Там для него поставили палатку, и там же после него останавливались праведные халифы. В этом месте можно было что-нибудь купить, поесть, сделать всё неободимое и так далее.

После захода солнца пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) и те, кто находился вместе с ним, сели на своих верховых животных и направились к мес­ту молитвы в вади Батн Урана, где потом была построена мечеть. Это место также не относится ни к хараму, ни к Арафату и нахо­дится между аль-Маш'ар аль-Халяль и аль-Маш'ар аль-Харам3 на расстоянии примерно одной мили от места стояния.

Там пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) сидевший на своей верблюдице, обратился к людям с проповедью, так как дело происходило в пятницу. Затем он спешился и совершил с ними укороченные и объединён­ные между собой полуденную и послеполуденную молитвы.

Затем он вместе с другими мусульманами направился к месту стояния на Арафате у горы, известной под названием "Джабаль ар-рахма" (Гора милости). В действительности же она носит название Иляль, а люди называют её также Арафат. И пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) с другими мусульманами оставался там до захода солнца, поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. А после того, как солнце зашло, он вместе с ними направился в Муздалифу, где с наступлением сумерек совершил закатную и ве­чернюю молитвы до того, как они стали устраиваться в Муздали-фе. Там он оставался всю ночь до появления зари, и там же он со­вершил с мусульманами утреннюю молитву сразу же после насту­пления отведённого для неё периода времени, когда ещё не рассе­ялась предрассветная мгла. Затем он остановился у находящейся в Муздалифе горы Кузах, именуемой также аль-Маш'ар аль-Харам, и оставался там вместе с другими мусульманами, пока не рассвело полностью, после чего вместе со всеми двинулся в путь и прибыл в Мину. Там он начал кидать камешки с Джамрат аль-Акаба, а по­том вернулся к месту своей стоянки в Мине и обрил голову. После этого он, (да благословит его Аллах и приветствует), принес в жертву шестьдесят три верблюда из числа тех, что пригнал с собой из Медины, а затем велел Али, да будет доволен им Аллах, принести в жертву остальных, всего же их было сто.

После этого он отправился в Мекку, где совершил семикратный обход Каабы. Он поторапливал слабых из числа членов своей се­мьи, чтобы они покинули Муздалифу до восхода солнца, и люди бросали камешки в столбы ночью. После этого пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), провёл в Мине ещё три дня, ежедневно совершая там по пять уко­роченных молитв, которые он не объединял друг с другом, и еже­дневно после полудня бросая во все три столба камешки. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), начинал с первого идола (аль-джамрат ас-су гра), рас­положенного ближе всех из них к Мине и дальше всех от Мекки, а заканчивал тем, что носит название "джамрат аль-акаба". И между первым и вторым, а также вторым и третьим столбами он стоял так долго, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочесть суру "Корова", поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. Таким образом, мест стоянок во время хаджжа насчитывается три: на Арафате, в Муздалифе и в Мине. После за­вершения этих трёх дней (аййам ат-ташрик) и бросания камешков пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), вместе с мусульманами переместился в дру­гое место и остановился в аль-Мухассабе у мест обитания племени бану кинана. Там пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), провёл ночь среды, отправив Аишу вместе с её братом Абд ар-Рахманом, да будет доволен Ал­лах ими обоими, чтобы она совершила умру, направившись в Мек­ку из ат-Тан'има, расположенного на ближайшей к Мекке границе харама, через которую туда прибывают жители Медины. Впослед­ствии там была построена мечеть, которую люди назвали мечетью Аиши. Это связано с тем, что после хаджжа пророка, (с.г.с., ни­кто из его сподвижников не совершил умру, кроме Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она же совершила её после всех по той причи­не, что, когда она совершала её вместе со всеми после прибытия в Мекку, у неё начались месячные и она не могла совершить ни об­ход вокруг Каабы, ни ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Тогда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал ей: