Смекни!
smekni.com

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни (стр. 1 из 2)

ФРЕЙД "Я И ОНО"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. "Я" и "Оно" З. Фрейда. 4

2. "Я", "Оно", "Сверх-Я". 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 12

ВВЕДЕНИЕ

Зигмунд Шломо Фрейд родился 6 мая в 1856 году в моравском городке Фрайберге в Австро-Венгрии.

В 1900 году увидела свет самая, пожалуй, знаменитая книга Фрейда – "Толкование сновидений"[1]. За ней последовали не менее известные "Психопатология обыденной жизни" (1904)[2], "Лекции по введению в психоанализ" (1910)[3], "Тотем и табу" (1913)[4]; в последней работе Фрейд попытался использовать психоаналитический метод в этнографии и антропологии. В 1921 г. была опубликована работа "Групповая психотерапия и анализ Эго", в 1923 г. – "Я и Оно"[5], в 1938 г. – "Моисей и единобожие"[6].

Читая книгу "Я и Оно", погружаешься снова в этот зыбкий и смутный, отталкивающий, но и завораживающий мир нашего "Я", человеческой души, где, как в хорошем театре, кипят страсти, где переплетено и конфликтует всё: низменное (либидо) и высокое (фантазии, идеалы), устойчивое и быстро изменяющееся.

Фрейд разворачивает (и с маниакальным упорством варьирует) динамику своей "метапсихологической" (это его термин) картины: три главных "персонажа" нашей индивидуальной психики – Сверх-Я, Я и Оно – непрерывно, в процессе эволюции, схватываются и взаимодействуют друг с другом – они порождают тончайшие механизмы вытеснения, сублимации, идентификации, фиксации на избранном объекте, различного рода перверсии и т.п.

Чрезмерное давление Сверх-Я как бы провоцирует усиление мощи Оно. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния Сверх-Я; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся освободиться от силы инстинктов. Человеку надо найти осмысленный баланс между Сверх-Я и Оно и тем самым дать Я быть свободным, разумным и жизнеспособным.

Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние не только на психологию, психиатрию, философию, но и на искусство, культуру, мировоззрение человечества в целом. Психоанализ быстро превратился из чисто медицинского метода лечения неврозов в общефилософскую концепцию.

После Фрейда взгляд на человека уже не мог быть таким, каким был до Фрейда. Современной наукой разделяются взгляды Фрейда на бессознательное, защитные механизмы, этиологию неврозов. Однако в целом же учение Фрейда противоречиво, в частности, психоаналитическая теория развития.

1. "Я" и "Оно" З. Фрейда.

Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920); "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923).

"Я и Оно" – труд З.Фрейда, посвященный одной из таинственных областей человеческой психики. Ученый разработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что психология является отражением мыслительных процессов. То, что происходит в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психической активности, так и от обыденной жизни человека[7].

Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это – "Оно" (Id) , т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели.

Поэтому в процессе эволюции у человека появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью.

Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego) " – это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. "Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле – это результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому, как ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен).

Положение "Я" существенно сложнее, чем положение лошади ("Оно"). Во-первых, "Я" должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, "Я" испытывает постоянное давление со стороны мощного "Оно", и этот конфликт между требованиями внешнего мира ("Сверх-Я") и потребностями глубинных уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается отдельному нажиму "Сверх-Я", как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества[8].

По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов "Оно" в социально приемлемые виды деятельности "Я". Согласно Фрейду, "Сверх-Я" является "наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "Оно" и самых важных судеб его".

Жесткая моральная цензура "Сверх-Я" мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти.

Таким образом, и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, "защитных механизмов"[9].

2. "Я", "Оно", "Сверх-Я".

Согласно 3. Фрейду, "Оно" вместилище врожденных и вытесненных побуждений, заряженных психической энергией и требующих выхода. "Оно" руководствуется врожденным принципом удовольствия. Если "Я" – сфера осознанного, "Сверх-Я" – сфера социального контроля, выражаемая в совести человека, то "Оно", являясь врожденным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы

"Я" по большей части образуется из идентификаций, сменяющих растворенные нагрузки "Оно";…первые из этих идентификаций регулярно проявляют в "Я" как особая инстанция, противопоставляют себя "Я" как "Сверх-Я", в то время как окрепшее "Я" позднее может проявлять больше устойчивости против таких влияний идентификации".

"Сверх-Я", говорит Фрейд, имеет «способность противоставлять себя "Я" и преодолевать его". "Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и "Я" подчиняется категорическому императиву своего "Сверх-Я".

"Сверх-Я" всегда близко к "Оно" и может в отношении "Я" быть его представителем. Оно глубоко погружается в "Оно" и поэтому больше отдалено от сознания, нежели "Я". Фрейд приводит примеры из клинической практики, подтверждающие его теорию. Он говорит, что пациенты, которым дают надежду на улучшение состояния, выглядят недовольными и их состояние ухудшается вместо того, чтобы улучшаться.

Психолог объясняет это явление следующим образом: "У таких лиц преобладает не воля к выздоровлению, а потребность болезни", и видит причину этого "в чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий". Но пациент при этом чувствует себя не виноватым, а больным. "Это чувство вины проявляется лишь в виде трудно редуцируемого сопротивления собственному исцелению". Фрейд утверждает, что повышение бессознательного чувства вины может сделать человека преступником. "У многих…преступников можно доказать наличие огромного чувства вины, которое имелось еще до преступления, являясь, следовательно, не его следствием, а его побуждением, как если бы возможность соединить это бессознательное чувство вины с чем-то реальным и актуальным ощущалось как облегчение".