Смекни!
smekni.com

Наследование по законодательству РФ (стр. 12 из 13)

В указанной статье особо подчеркивается, что не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допуска­ется ГК или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что это поло­жение, содержащееся в абз. 3 ст. 1112, вступает в противоречие с не­которыми положениями других правовых актов (а иногда и самого ГК). В частности, переходят по наследству такие личные неимущест­венные права, которые необходимы для реализации связанных с ними имущественных прав (например, право на получение патента). При наследовании голосующих акций по наследству переходит не только имущественное право на получение дивидендов, но и право на участие в управлении акционерным обществом, которое рассматривается как неимущественное право.

В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. № 2 отмечалось, что смерть лица, явля­ющегося ответчиком по иску о возмещении причиненного им вреда, в силу п. 8 ст. 219 ГПК РСФСР (далее — ГПК) не может явиться осно­ванием для прекращения производства по делу, так как ст. 553 ГК РСФСР (1964 г. — С.Г.) допускает правопреемство по данному правоотношению и наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имуще­ства. Аналогичная норма есть и в новом ГК. Так, в абз. 2 п. 1 ст. 1175 ГК сказано, что каждый из наследников отвечает по долгам наследо­дателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

В наследство может быть включено только имущество, принадле­жащее наследодателю на законных основаниях. Пленум ВерховногоСуда РФ в п. 14 вышеназванного постановления отметил, что суд не вправе удовлетворить требования наследников о признании за ними права собственности на самовольно возводимые строения или поме­щения. Не может переходить по наследству имущество, добытое пре­ступным путем, если это обстоятельство подтверждено в судебном по­рядке. Таким образом, в состав наследства могут входить лишь те права и обязанности, носителем которых на законных основаниях был при жизни сам наследодатель.

По наследству переходят не только уже существующие права и обязанности, но в случаях, предусмотренных законом, также права, которые наследодатель при жизни не успел юридически оформить, но предпринял необходимые меры для их получения. Так, в соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 6 «О некоторых вопросах применения судами Закона Рос­сийской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Россий­ской Федерации», если гражданин, подавший заявление о приватиза­ции и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до ре­гистрации такого договора местной администрацией, то в случае воз­никновения спора по поводу включения данного жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследника, если наследода­тель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила офор­мления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано. Таким образом, понятие наследства охватывает не только уже существующие права и обязанности, но и права и обязанности, занимающие промежуточное положение между правоспособностью как предпосылкой к существованию права и существующим субъек­тивным правом (обязанностью).

Определенным своеобразием отличается наследование имущества, собственность на которое возникает в результате так называемой приобретательной давности, суть которой состоит в том, что лицо, кото­рое открыто, добросовестно и непрерывно владеющее каким-либо имуществом как своим собственным в течение определенного законом срока (для движимого имущества 5 лет, для недвижимого — 15 лет), приобретает право собственности на это имущество. При этом право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее госу­дарственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (ст. 234 ГК).

Возможны ситуации, когда срок приобретательной давности не истек, а владелец имущества, формально не ставший собственником, умирает и это имущество переходит его наследникам, которые также открыто и добросовестно владеют им как своим. Возникает вопрос, распространяется ли на наследника тот срок, в течение которого на­следодатель владел этим имуществом. В соответствии с п. 3 ст. 234 ГК лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуще­ством владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

Особым образом регламентируется вопрос о наследовании страхо­вых сумм при заключении договора личного страхования. В соответ­ствии со ст. 4 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[11] страховое обеспечение по личному страхованию, причи­тающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в со­став наследственного имущества не входит. Однако согласно п. 2 ст. 934 ГК в случае смерти лица, застрахованного по договору, в кото­ром не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.

В наследственную массу не входит супружеская доля переживше­го супруга на имущество, нажитое совместно с наследодателем. Что касается доли умершего супруга, то она наследуется по следующим правилам. Статья 1150 ГК устанавливает, что принадлежащее пере­жившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собст­венностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 ГК, входит в состав наследства и переходит к наследникам по общим правилам.

Согласно ст. 39 СК, имущество, нажитое во время брака, являет­ся совместной собственностью супругов. При этом их доли призна­ются равными. Исключение составляют случаи, когда был заключен брачный договор, в котором доли на имущество, нажитое в браке, определены по-другому. Кроме того, должно быть выделено имуще­ство, которое является собственностью каждого из супругов (личное имущество супругов, имущество, полученное кем-либо из них в дар, по наследству и т.д.). Пережившему супругу нотариус выдает свидетельство о праве собственности на долю совместно нажитого с на­следодателем имущества, а также свидетельство о праве на наслед­ство в отношении имущества, которое он наследует на общих осно­ваниях.

Переживший супруг не вправе отказаться от своей доли в общем имуществе в пользу кого-либо из наследников, так как эта доля, т.е. доля, принадлежащая пережившему супругу в общей совместной соб­ственности, не входит в состав наследственной массы. Он вправе после получения свидетельства о праве собственности произвести от­чуждение своей доли в пользу другого лица, заключив соответствую­щий гражданско-правовой договор (купли-продажи, дарения и т.д.).

О выдаче пережившему супругу свидетельства о праве собствен­ности на долю в общем совместном имуществе нотариус должен со­общить наследникам, принявшим наследство. При наличии в числе наследников несовершеннолетних или лиц, над которыми установле­на опека или попечительство, извещение направляется органу опеки или попечительства.

Свидетельство о праве собственности, в котором определяется доля умершего супруга в общем совместном имуществе, выдается по письменному заявлению наследников, принявших наследство, и с письменного согласия пережившего супруга. При выдаче свидетель­ства на долю пережившего или умершего супруга в общей совместной собственности нотариус истребует документ о смерти одного из них, документ, удостоверяющий брачные отношения пережившего и умер­шего супруга, и документ, подтверждающий право собственности на общее имущество.

На практике возникают проблемы при наследовании приватизи­рованной недвижимости, принадлежавшей гражданам на праве общей долевой собственности. Так, по одному из спорных дел приватизиро­ванная квартира принадлежала супругам на праве общей долевой соб­ственности (каждому из них — по половине квартиры). После смерти одного из них при наследовании по закону в состав наследственной массы была включена только половина квартиры (вторая ее половина являлась собственностью второго супруга). Поскольку завещание со­ставлено не было, раздел части квартиры был произведен по закону: переживший супруг получил половину от половины (т.е. одну чет­верть), а вторую половину от половины получил второй наследник по закону (сын умершего супруга от первого брака).

Такие ситуации довольно распространены, однако нередко пере­жившие супруги считают подобный раздел несправедливым, мотиви­руя свою точку зрения тем, что половина квартиры, принадлежавшая умершему супругу, является совместно нажитым имуществом, и сле­довательно, в наследственную массу должна входить не половина, а четверть квартиры, которая и должна делиться между всеми наслед­никами. В этом случае переживший супруг должен получить семь восьмых квартиры, а другой наследник — одну восьмую. Однако при этом не учитывается, что и доля пережившего супруга также является совместно нажитым имуществом и наследодателю в ней принадлежит одна четвертая часть. Таким образом, доля наследуемого имущества должна делиться в следующей пропорции: по одной четверти пере­жившему супругу и второму наследнику.