Смекни!
smekni.com

Тема: Идеи фрейдизма

Реферат

Тема: Идеи фрейдизма

Интерес австрийского психолога, врача-психиатра и создателя теории психоанализа Зигмунда (Шломо) Фрейда (Sigmund (Schlomo) Freud; 1856-1939 гг.) к развитию и синтезу сексуального инстинкта, отражённый им в глубокомысленных рассуждениях о либидо (сексуальном инстинктивном влечении) и сублимации (вытеснении – психологической защите), координировал не только его психоаналитическое творчество. В своих теоретических выкладках Фрейд объявлял процесс разрешения сексуальных проблем средоточием индивидуального развития и самой истории. Например, с антропологической точки зрения, либидо, по Фрейду, выступало доминирующим мотивом социального поведения, сублимация порождала практически все виды социо-культурных институтов и видов деятельности, а борьба сублимированного сексуального инстинкта – «инстинкта жизни» (Эроса) с «инстинктом смерти» (Танатосом), взаимоотношения сознательного и бессознательного предопределяли саму общественную природу.

Одна из главных проблем социо-культурной антропологии Фрейда – конфликтность взаимоотношений человека и общества, воплощённая в фактической невротизации культуры и религии. Это прекрасно иллюстрирует разработанная им антрополого-религиоведческая концепция происхождения тотемизма, соотнесённого с запретами 1) на убийство тотемного животного (в память об убитом отце – вожаке) и 2) на вступление в брак с женщинами своего племени (экзогамия). Таким образом, с одной стороны введённый ещё в первобытности социальный контроль обуздал животные инстинкты, а с другой – неизбежно закабалил личность «неврозом культуры» (морально-этическими, социальными и т.п. нормами).

Особое внимание Фрейд уделял общественной структуре, рассматриваемой им сквозь призму отношений вождей, элиты и массы. Социальная солидарность, по его мнению, происходила из идеализации вождя и добровольного отказа от ответственного и самостоятельного поведения. Социум у него структурировали также и принуждение, взаимные интересы, редуцированные формы сексуальных импульсов – дружба, альтруистическая любовь и т. п.

Являясь родоначальником аналитической психологии, швейцарский психолог и врач-психиатр Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung; 1875-1961 гг.) в какой-то момент стал весьма критично относиться к теории З. Фрейда об индивидуальных бессознательных процессах. Для истолкования сущности социо-культурных явлений Юнг ввёл концепт коллективного бессознательного, под которым понимал явления психики, воплощающие в концентрированном виде опыт всех поколений людей и наследуемые через мозговую деятельность.

В свою очередь, содержание коллективного бессознательного у него определялось архетипами. Их он истолковывал как устойчивые образы фантазии и врождённые психические структуры. По мнению Юнга, во многом только благодаря архетипам (присутствующим в психике каждого человека, конкретным по содержанию и ограниченным по набору, амбивалентным), возможны творчество, цельность человеческой культуры, взаимосвязь эпох и эмпатия. Юнг доказывал, что со всей полнотой архетипы проявляются в сновидениях, сказках и мифах, а также при некоторых случаях психических расстройств.

Значителен вклад Юнга в разработку антрополого-религиоведческих проблем. Для обозначения проявлений коллективного бессознательного в религиозном опыте он прибегал к понятию нуминозного, предложенному Р. Отто. Собственно, религию Юнг определял как трансформированную встречей с нуминозным установку сознания. Он утверждал, что архетипические религиозные символы выполняют в культуре функции коммуникации и защиты (от самого же бессознательного) и, в целом, обеспечивают взаимодействие сознания и бессознательного. Всё это позволяло Юнгу говорить об известной объективности таких архетипов.

Австрийский психоаналитик и антрополог Отто Ранк (Розенфельд) (Otto Rank (Rosenfeld); 1884-1939 гг.) изучал процесс формирования индивидуальности, начинающийся, по его мнению, с момента пресечения биологического симбиоза с матерью при рождении, и сопровождаемый на протяжении жизни человека усилением чувства одиночества, другими словами – активизацией «травмы рождения». Ранк истолковывал сновидения и мифологические образы, тщательно исследовал социо-культурные и психологические истоки инцеста, роль творчества в человеческой жизни.

Антропологические установки Ранка, сфокусированные на травматичности опыта свободы (если она не преобразует мир), восприятии воли как творческого начала, подвигли его на пересмотр психотерапевтической (психоаналитической) техники путём перемещения приоритетов в ней с интеллектуальных реконструкций (как было у З. Фрейда) на созидательный потенциал эмоционального опыта, позволяющий преодолевать «травматический опыт рождения», буквально – отрыв от материнского лона.

Кроме клинических исследований венгеро-американский психоаналитик, антрополог и этнолог Геза Рохейм (Géza Róheim; 1891-1953 гг.) профессионально занимался полевой этнографией. Он специально изучал мифологию и ритуальные практики народов Австралии, Меланезии, Африки, Северной Америки, и, обратившись к фрейдистской теории происхождения тотемизма, объявил, что обнаружил факты универсального первобытного противостояния отца и сыновей, сопровождаемого подавлением влечения к матери.

Взяв курс на проведение всеобщего психоанализа культуры, во всех культурно-антропологических явлениях Рохейм первым делом усматривал сексуально-эротическую подоплёку. Истоки культурной деятельности и технических изобретений, по его мнению, восходят к сублимации, охватывающей бессознательные влечения. Саму же культуру Рохейм определял как «систему психической защиты» от изолирующих личность неврозов. Культура для Рохейма была проявлением порога превышения животности: базируясь на плотском Эросе, укоренённом в инстинкте полового влечения и размножения, культура, тем не менее, обуздывает его.

Происходит это благодаря тому, что у человека (в отличие от животных) есть «продлённый период незрелости» – детство, которое Рохейм рассматривал как инструмент понимания культуры. Институциональные учреждения культуры нарочито создаются с учётом наличия достаточно длительного этапа обучения, соответствующего детскому и подростковому возрасту. Таким образом, Рохейм продолжил традицию психобиологического анализа культур, специально обращаясь к интерпретации потребности детей в «привязанности» со стороны взрослых (желания испытывать покровительство и защиту, быть любимыми и т. п.). Вообще, он настаивал на том, что формирование личности ребёнка начинается ещё в период внутриутробного развития.

По мнению австро-американского психоаналитика, врача-психиатра и антрополога Вильгельма Райха (Wilhelm Reich; 1897-1957 гг.) определяющую роль в индивидуальной и социальной жизни людей играет оргазм. Степень полноценности последнего влияет на глубину таких человеческих качеств, как порядочность, честность, открытость. Райх критиковал многие практики западной социо-культурной действительности и особенно такие, которые закабаляют проявления естественной сексуальности, как, например, поддерживаемый церковно-государственной идеологией (по существу – принудительный) институт брака. Чтобы освободить человека от этих пут и сделать его более добросердечным и открытым, обществу, считал он, нужно пережить «сексуальную революцию».

Райх настаивал на том, что ему принадлежит заслуга открытия космической энергии – некоего «оргона», являющегося элементом всеобщей энергии природы и управляющего не только эмоциями, но и всем организмом человека. В самом этом термине были совмещены корни слов организм и оргазм. Райх даже сконструировал аппарат, аккумулирующий, как он полагал, «оргонную» энергию.

При описании открытых им свойств оргонной энергии, Райх пользовался естественнонаучным понятийным аппаратом, наделяя её, например, свойствами гравитационной и электромагнитной среды. Единицы оргонной энергии у него становились центрами творческой (цивилизационной, культурной) деятельности, в качестве которых могли выступать микро- и макромиры Вселенной (от клеток до звёзд и галактик). Саму материю Райх объявил сгустком сексуального соединения потоков оргонной энергии. Даже христианская теология переосмыслялась им в свете развиваемой теории, а Бог представлялся ему выраженным человеческими понятиями воплощением космического оргона.

Использованная литература

Арутюнов С. А. Культурная антропология / С. А. Арутюнов, С. И. Рыжакова. – М.: Весь Мир, 2004. – 216 с.

Кравченко А. И. Социальная антропология: учеб. пособие для вузов/ А. И. Кравченко. – 2-е изд. – М.: Акад. проект, 2005. – 544 с.

Лукьянова И. Е. Антропология: учеб. пособие/ И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко. – М.: Инфра-М, 2007. – 240 с.

Отюцкий Г. П. История социальной (культурной) антропологии: учеб. пособие для вузов/ Г. П. Отюцкий. М.: Акад. проект, 2003. – 400 с.

Токарев С. А. История зарубежной этнографии: учеб. пособие для вузов по специальности «История»/ С. А. Токарев. – М.: Высш. шк., 1978. – 352 с.