Смекни!
smekni.com

по литературе. Тема к (стр. 1 из 3)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского поселения «Рабочий посёлок Солнечный»

Реферат

по литературе.

Тема красоты в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева

Выполнила: Павленко Алина Викторовна, ученица 9 класса «В»

Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Солнечный

2007

Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено умереть, а для истинного художника выше подобного сознания награды нет.

И. Тургенев.


План

I. Введение. Красота, ясность и мудрость поэзии Фёдора Ивановича Тютчева.

II. Биографическая справка

III. Воплощение темы красоты в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

§1. Неповторимость художественного решения философских проблем жизни и ее течения во времени в лирике Тютчева. «Бессонница» «Красота должна покорить эту жизнь»

§2 Восхищение красотой природы -одна из отличительных черт поэзии Тютчева

§3. Воздействие красоты природы на человека.

§4. Внезапность чувства красоты, соотнесение этих чувств и явлений внешнего мира.

§5 «Весна» - обожествление красоты весенних картин.

§6 Весна –олицетворение жизненной силы, красоты мира.

V.Заключение. Способность поэта видеть красоту окружающего мира.

I

Введение

С самого детства вошла в мою жизнь удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…[1]

Или:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора…[2]

И сейчас я часто вчитываюсь в простые и мудрые слова поэта о цветущем мире природы, упоенном «преизбытком» жизни, о «волне и думе», о «бездне двух или трех дней» и т.д.

Именно поэтому я обратилась к творчеству Тютчева, работая над темой « Тема красоты в лирике Фёдора Ивановича Тютчева».

Цель работы: выявить идейно- художественное своеобразие стихотворений Тютчева, особенности художественного воплощения темы красоты.

Задачи: собрать и систематизировать литературно- критический материал по заявленной теме, провести текстуальный анализ стихотворений, оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.


II

Биографическая справка

Дата

Событие в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева

1803г.

Тютчев родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в среднепоместной, стародворянской семье.

1818 г.

Юный поэт был избран сотруд­ником Общества, а через год появилось в печати тютчевское вольное переложение из Горация— «Послание Горация к Ме­ценату».

1819 г.

Тютчев был принят в Московский уни­верситет на словесное отделение.

1822г.

Тютчев был уже зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и, назначенный сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, вскоре уехал за гра­ницу

1828 г.

Получил место второго секретаря

1825 г.

Тютчев, приехавший в Россию выразил свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Алек­сандра I.

1826 г.

Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон.

1836 г.

Тютчев послал в Петербург несколько десятков стихотворений

1837 г.

Тютчев был назначен старшим секретарем рус­ской миссии в Турине, а затем, вскоре—поверенным в делах

1837 г

Тютчев выехал в столицу

1839 г.

Умерла жена поэта , Элеонора Тютчева. Смерть жены потрясла поэта, омрачив многие годы горечью вос­поминаний

1839 г.

Тютчев снова поселился в Мюнхене

1844 г.

Тютчев с семьей вернулся на родину, ,а че­рез полгода был вновь зачислен в ведомство Министерства ино­странных дел

1854 г.

В приложении к мартовскому тому «Современника» вышел первый сборник стихотворений Тютчева, а в майской книжке того же журнала появилось еще девятна­дцать стихотворений. В том же году стихи Тютчева вышли отдель­ным изданием

1848 г.

Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и За­пад». Сохранились лишь общий план этого замысла, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французском языке («Россия и революция», «Папство и римский вопрос» — опубликованы в 1849, 1850 годах), и конспективные наброски остальных глав

1858 г.

Назначенный председателем Комитета цензуры иностранной, Тютчев не раз выступал в роли заступника изданий, подвергнутых цензурной каре или находившихся под угрозой пре­следования

1864г.

Тютчев выехал в Ниццу

1865г.

Умерли Тютчевы дети: годовалый сын Николай и четырнадцатилетняя дочь Елена.

1867 г.

Состоялся Славянский съезд, на который съехались представители различных народностей Балканского полуострова и Западной Европы. Тютчев приветствовал их стихами.

1868 г.

Вышло второе прижизненное издание его стихотворений

1873 г.

Смерть великого поэта - Ф.И.Тютчева


III


§1

С самого начала творчества Тютчев заявил себя как яркий представитель поэзии философской, в которой мысль, при всей ее обобщенности, «никогда не является читателю нагою и отвлечен­ною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и не­разрывно» 3.

В поэзии Тютчев стремился философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия. Но не следует искать в его творчестве стихотворного переложения фи­лософских тезисов, почерпнутых у того или иного мыслителя. Как всякий большой художник, Тютчев овладел достижениями фило­софской и поэтической мысли своих предшественников и современ­ников, но в своих творениях он дал собственное неповторимое художественное решение философских проблем жизни и ее течения во времени.

Действительность, «реальность жизни», воспринималась поэ­том в непрестанном противоборстве враждующих сил, рождала в нем тревогу от сознания, что мир находится накануне грандиозных исторических потрясений, несущих с собой крушение привычных социальных устоев и религиозных верований. И в этом движении мировой истории поэт часто ощущал себя «обломком старых поко­лений», о чем писал с таким гнетущим чувством в стихотворении «Бессонница»[3]:

И наша жизнь стоит пред нами.

Как призрак на краю земли,

И с нашим веком и друзьями

Бледнеет в сумрачной дали;

И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Давно забвеньем занесло!

Позднее, в первой половине 30-х годов, Тютчев скажет с не мень­шей откровенностью:

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести!..

И все-таки всю жизнь Тютчев не уставал проявлять жадный интерес к «высоким» зрелищам, настойчиво утверждая красоту дня.

Не прекрасное , а красивое выбирает Тютчев. Прекрасное - ласковое к человеку, прирученное им, сообразное ему. Но в прекрасном нет силы, величия и серьезности. Кто выбрал прекрасное, тому в удел переходят одни мелочи и блестки. Тютчев делает свой выбор мужественно. Как поэт, он будет там, где наибольшие жизненные силы, пусть они и проявляются под маской безобразия.

Люблю сей Божий гнев !Люблю сие, незримо

Во всем разлитое, таинственное Зло-

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

И в радужных лучах, и в самом небе Рима.

Все таж высокая, безоблачная твердь,

Все так же грудь твоя легко и сладко дышит,

Все тот же теплый ветер верхи дерев колышет,

Все тот же запах роз, и это все есть Смерть!

Как ведать, может быть, и есть в природе звуки,

Благоухания, цвета и голоса,