Смекни!
smekni.com

по дисциплине Кубановедение на тему: Первобытные люди на Кубани (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки РФ

Кубанский социально-экономический институт

Экономический факультет

Реферат по дисциплине Кубановедение

на тему: Первобытные люди на Кубани

Работу выполнил:

студент гр.05-БУ

Куценко А.А.

Проверил:

Калягина Г.В.

Краснодар 2006

План

Введение

1. Кубань в эпоху каменного века 4 стр.

2. Эпоха меди и бронзы 5 стр.

3. Эпоха раннего железа 6-8 стр.

4. Кубань в эпоху древнего средневековья 9-10 стр.

Заключение

Список литературы

Введение

Невозможно понять историю страны, не зная историю ее отдельных регионов. Кубань с глубокой древности стала связующим мостом между Европой и Азией, между цивилизациями Востока и Запада.

Шли годы, века, тысячелетия, сменялись племена, народы, поколения, возникали и исчезали государства, а Кубань по-прежнему оставалась торной дорогой истории и по-прежнему каждый камень здесь «гудел голосами эпох».

Люди появились в этом благодатном краю примерно 500 тыс. лет назад. Специалисты выделяют два пути заселения Северо-Западного Кавказа: из Передней Азии через Закавказье и второй западный.

В настоящее время в Краснодарском крае и Адыгее известно значительное число памятников каменного века. Среди них Шахонская, Среднехаджохская, Баракаевская, Монашеская и др. пещерные стоянки.

На Ильской стоянке, возраст которой 39-34 тыс. лет, раскопано жилище неандертальца. В навесе Сатанай открыто единственное на Кавказе погребение кроманьонца.

Цели и задачи моей работы:

1.Показать развитие первых людей на Кубани

2.Выразить особенности древнего периода

Кубань в эпоху каменного века

Пять тысяч веков назад - предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них - на реке Уруп, среди более поздних - всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века - мезолита и новокаменного - неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены - каменные гробницы.

Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.

а) Плиточный - обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.

б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.

в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.

г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.

Кубань в эпоху меди и бронзы

VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники - племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах - дольменах. Во II тыс. до н.э. "ямников" сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба - это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа.

Кубань в эпоху раннего железа

В VIII в. до н.э. племена Северо-Западного Кавказа начинают осваивать железо. Происходят важные изменения в хозяйстве: степные племена переходят к кочевому скотоводству, а оседлые - занимаются пашенным земледелием, животноводством, ремеслом. Частые конфликты между племенами приводят к образованию союзов племен - племенных союзов. Здесь впервые в истории оказались запечатлены и дошли до нас названия племен Северо-Западного Кавказа. Это - степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, скифы, сарматы: оседлые земледельческие племена, объединенные общим названием "меоты". В VII-VI вв. до н.э. киммерийцы и скифы через перевалы Кавказа совершали свои военные походы в Малую и Переднюю Азию. Предкавказье было не только плацдармом для таких походов, но и постоянным местом обитания этих народов в VII-VI вв. до н.э. В курганах скифской родо-племенной знати были обнаружены многочисленные военные трофеи: произведения искусства стран Передней Азии и античной Греции.

Скифы оказали большое влияние на культуру меотов, местных племен, населявших большую часть Северо-Западного Кавказа в I тыс. до н.э. Меотов относят к кавказской языковой группе и считают их далекими предками адыгов. Укрепленные поселения меотов - городища располагались по высоким террасам рек и дополнительно укреплялись с напольной стороны рвами и валами. Меоты возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, лен; разводили лошадей, коров, овец, коз; рыбу ловили сетями. Все основные орудия труда изготовляли из железа, украшения и доспехи - из бронзы. Среди ремесел наиболее развитым было гончарное. Меоты применяли гончарный круг; посуду, рыболовные и ткацкие грузила обжигали в специальных печах. Города-колонии Боспора оказали большое влияние на хозяйство и культуру меотских племен. Но не меньше - северные соседи - кочевники-сарматы, занимавшие территорию между Доном и Волгой. В IV в. до н.э. сарматские племена проникли в степи Северного Кавказа и захватили правобережье Кубани, населенное меотами. Часть кочевников-сарматов перешла к оседлому образу жизни. Их контакты с меотами-земледельцами привели к взаимообогащению культур, слиянию меотской и сарматской знати.

В VI в. до н.э. на Таманском полуострове, где обитало одно из меотских племен - синды, были основаны греческие города-колонии. Каждый город имел свою сельскохозяйственную округу и был отдельным городом-государством. В городах-колониях хозяйство, быт, общественная жизнь протекали так же, как на родине, в Греции. Развивалось ремесленное производство посуды, черепицы, тканей, металлических изделий; сельская округа не только кормила города, но и давала излишки хлеба для вывоза в Грецию в обмен на дорогие изделия и продукты, которые здесь не производились. Необходимость совместной обороны и общие торговые интересы городов-колоний в 481 г. до н.э. привели к их объединению в одно государство, названное в истории Боспорским. Основой существования городов Боспора была посредническая торговля с городами Греции и местными племенами меотов. Многовековые связи с древнегреческими городами сказались на развитии земледелия и скотоводства, ремесел и военного дела, быта и торговли местных племен. Боспорские правители подчинили себе племена синдов, другие меотские племена поставили в зависимое положение. Жители Боспора поклонялись Зевсу, Гере, Апполону, Афродите, Деметре, Артемиде, Гермесу, Гераклу и в их честь устраивали религиозные празднества, которые сопровождались состязаниями атлетов, конников, музыкантов. Важную роль в хозяйстве боспорских городов играло рыболовство: рыбу солили в каменных ваннах, где она превращалась в соусоподобную массу, и в амфорах вывозили в Грецию. Боспорцы выращивали виноград и производили свое вино. Во II-III вв. до н.э. новое сарматское племя - аланы - вытесняет меото-сарматское население с правобережья в Закубанье. С конца I в. до н.э. Боспор подпал под влияние Рима, расцвет его городов продолжался в I-II вв. н.э. В города стала переселяться верхушка местных племен, и в первую очередь сарматов. Некоторые из них играли важную роль в управлении государством. К середине III в. н.э. по степям Прикубанья и территориям Боспорского государства прошли полчища гуннов. Под напором кочевников меото-сарматское население уходит в горные районы Закубанья, а морская торговля и хозяйство Боспора приходит в упадок. А в IV в. н.э. под ударами гуннов и других варварских племен, Боспорское государство распалось и прекратило свое существование, хотя города государства не погибли, жизнь в них продолжалась и в последующие столетия.