Смекни!
smekni.com

«роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся» (стр. 1 из 3)

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15 города Костромы


Реферат на тему:

«РОЛЬ КАБИНЕТА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В

ФОРМИРОВАНИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

Выполнила:

учитель

изобразительного

искусства

Кобзева Елена

Борисовна

Кострома

2009 год

План

1. Введение

2.Современные требования к учителю изобразительного искусства;

3. Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя;

4.Основные ролевые функции кабинета изобразительного искусства:

4.1. Кабинет искусства – это учебно - развивающий центр,

который активно формирует эстетическую потребность

общения учащихся с искусством;

4.2. Кабинет –это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка;

4.3. Кабинет искусства – это искусствоведческий центр, библиотека,

где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры;

4.4. Кабинет искусства – это музей, в котором представлены удивительные творения русского народного творчества;

4.5. Кабинет искусства – это творческая мастерская по выращиванию талантов;

4.6. Кабинет искусства – это выставочный зал;

4.7. Кабинет искусства – это методический центр, «педагогическая мастерская»;

4.8. Кабинет искусства - это фонд, хранилище, достижений учащихся;.

4.9. Кабинет искусства - это проектный, исследовательский центр для учителей и учащихся;

5.Заключение.

6.Литература

7.Приложения

8.Контрольная работа по изобразительному искусству в 5 классах


Введение

Выбор темы реферата не случаен, вызван её актуальностью в художественной педагогике современности.

Общепедагогической подготовке учителя, проблемам проектирования педагогического процесса и созданию моделей образовательных технологий, теоретическим основам урока посвящены исследования многих авторов. Но оценить роль кабинета искусства в формировании творческих способностей ребенка, в приобщении его к мировой художественной культуре в контексте искусства изобразительного, в приобретении детского собственного творческого опыта получилось лишь у немногих авторов.

Анализ литературы и практики показал , что чаще всего исследование роли кабинета искусства включает в себя лишь описание оборудования кабинета с перечнем необходимых художественных материалов, методических и дидактических пособий.

Цель моей работы- определение методологических подходов к осуществлению проектно-педагогической деятельности учителя в рамках кабинета искусства, определению его роли в формировании художественно- творческих способностей учащихся.

Эта работа родилась в результате длительного общения с детьми, работы с ними по необычайно интересному и важному для формирования их души предмету «Изобразительное искусство».

Представленные в этой работе материалы следует воспринимать как обобщение опыта учителя на тему роли и места кабинета изобразительного искусства в системе других школьных кабинетов


1.Современные требования к учителю изобразительного искусства

Учителя более

чем кто-либо

созидают

будущее

человеческой культуры. »

Б.Неменский

Происходящая модернизация образования в нашей стране связана с фундаментальными изменениями его системы, с гуманизацией его сущности.

Современная парадигма в новых политических и социально-экономических условиях направлена на демократизацию и повышение качества российского образования, поэтому в настоящее время так важен «учитель-профессионал», «учитель-творец», способный с учетом меняющихся социально- экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, направленные на решение психолого-педагогических задач, создавать собственную педагогическую концепцию, постоянно совершенствовать свое мастерство.

История свидетельствует, что на протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии образованности общества, его духовного и культурного потенциала.

Обучение изобразительному искусству состоит из нескольких аспектов:

познавательного (учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, овладевать умениями и навыками),

развивающего (развитие речи, мышления, творческих способностей),

воспитательного (формирование личностных качеств, отношений, суждений, мировоззрений).

Анализируя эти аспекты, четко выстраиваются основные

психолого-педагогические задачи современного учителя:

-учитель должен видеть ученика в образовательном процессе, отслеживать рост его навыков и способностей;

-устанавливать взаимодействие с другими учебными предметами образовательного процесса, направленное на его интеграцию;

-создавать образовательную среду в школе, на уроке, направленную на развитие творческих способностей учащихся, используя её воспитательные возможности;

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Сегодня, как никогда, учитель ИЗО является носителем и транслятором искусства и культуры в школе. И роль кабинета искусства здесь неоценима.


Что такое школа ? Это целый мир… Школа – это ступеньки классов, ведущие все выше и выше. Школа это не серые стены и длинные коридоры. Это разные дети и учителя, и большое количество предметов. А кабинеты школы – это островки познания и они должны быть все особенными, и обязательно интересными.

Как скучно было бы в школе с одинаковыми кабинетами.

Наверное, такими же стали бы и наши дети, все одинаковые, как оловянные солдатики, с похожими мыслями и фразами. Как хорошо, что в школе разные кабинеты !

Кабинет искусства - это удивительно тонкий мир. Здесь нет приборов и лабораторных столов, нет обычных парт, нет учебников и тетрадок. Зато есть краски, кисти, карандаши. Здесь царит особая атмосфера, в которой формируется великая драгоценность- душа человека, она отдана в руки учителя . И задача учителя: сберечь, не ранить, а «разбудить» спящий мир ребенка, зажечь в нем яркий интерес к работе.

Как достичь этого?

Исходя из выше перечисленных задач и аспектов обучения искусству, вытекают основные ролевые функции кабинета

изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся, а именно:

1. Кабинет искусства – это учебно - развивающий центр,

который активно формирует эстетическую потребность

общения учащихся с искусством;

2. Кабинет –это комфортная образовательная среда, психологически воздействующая и воспитывающая ребенка;

3. Кабинет искусства – это искусствоведческий центр, видеозал, библиотека , где происходит знакомство учащихся с произведениями мировой художественной культуры ;

4. Кабинет искусства – это музей, в котором представлены удивительные творения русского народного творчества;

5. Кабинет искусства – это творческая мастерская по выращиванию талантов;

6. Кабинет искусства – это выставочный зал;

7. Кабинет искусства – это методический центр, «педагогическая мастерская» ;

8. Кабинет искусства -это фонд, хранилище, достижений учащихся ;

9. Кабинет искусства- это проектный, исследовательский центр для учителей и учащихся;

Позвольте мне остановиться на характеристике основных ролевых функций кабинета.


Кабинет искусства – это учебно - развивающий центр,

который активно формирует эстетическую потребность

общения учащихся с искусством.

Войдите в кабинет изобразительного искусства.. В нем нет парт - есть специальные станки для занятий искусством- «мольберты». Когда ребенок сидит за таким станком, учителю легче формировать его правильную осанку. Прямая спина- прямая рука. Большой лист на вертикали планшета. Юные художники не боятся больших листов, они уверенно и спокойно выполняют все рекомендации учителя. Им интересно в кабинете, потому что он не такой как все. На стенах висят красочные детские рисунки в рамах , на застекленных полках- белоснежные гипсовые орнаменты , удивительные веселые озорные матрешки и свистульки, много разных кувшинов и вазочек. А на большом столе учителя- затейливые детские поделки. На рабочих местах детей коробки с гуашью и кисти. Кисть опускается в воду, затем легко движется по краске и на лист. Вот оно- первое маленькое чудо! Здесь рождается художник! Происходит обучение законам изобразительного искусства……