Смекни!
smekni.com

Русские православные праздники (стр. 1 из 2)

Районные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Русские православные праздники

Реферат

Реферат подготовил:

Ремшин Иван Дмитриевич,

учащийся 5 класса

МОУ Павловской СОШ

Красноармейского района

Самарской области

Научный руководитель:

Герус Нина Ивановна,

Учитель музыки

МОУ Павловской СОШ

Красноармейского района

Самарской области

Красноармейский район, 2009

Ремшин Иван Дмитриевич.

Место учебы: МОУ Павловская СОШ Красноармейского района Самарской области,

5 класс.

Научный руководитель: учитель музыки и ОПК Герус Нина Ивановна.

Тема: Русские православные праздники.

Почтовый адрес: 446154, Самарская область Красноармейский район с. Павловка

ул. А.Толстого 40-А.

Слава Богу! Мир вам, люди!

Пусть повсюду радость будет!

Уникальная, самобытная культура наших предков является показателем духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Православие наложило свой отпечаток на быт и культуру нашего народа. С детского сада мы знакомимся с традициями православных праздников, построенных на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа. Большинство христианских праздников изначально совпали с различными языческими праздниками, связанными со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами. Поэтому многие праздники объединили в себе обе традиции.

На факультативе «Основы православной культуры» мы узнали, что существует четкая иерархия православных праздников. На вершине этой пирамиды стоит праздник Пасхи – праздник Воскресения Господня, считающийся самым главным праздником у православных христиан. Ступенью ниже – Великие праздники, их пять: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, Рождество Иоанна Предтеча, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Дальше идут праздники двунадесятые. Они являются основными праздниками православной церкви, их двенадцать. Одни их этих праздников считаются непереходящими, то есть имеющие определенную дату празднования, другие – переходящими, или подвижными, то есть дата их празднования зависит от даты Пасхи. Это праздники, связанные с жизнью матери Христа – Марии: Рождество Богородицы, Введение Марии во Храм, Благовещение, Успение Божьей матери. Праздники, основанные на основных моментах жизни Иисуса

Христа: Рождество Иисуса Христа, Крещение, Сретенья. Преображения, Вход Господень в Иерусалим ( Вербное воскресение), Вознесение, Троица, Крестовоздвижение.

После них идут праздники престольные, к которым может быть отнесен любой праздник, знаменующий какое – либо событие священной истории, прославляющий святого, почитаемую икону, в честь которого возведен храм.

Основанием нашей символической пирамиды служат праздники ангельские, то есть посвященные множеству ангелов-хранителей, берегущих наши души. С этими праздниками связаны так называемые именины.

Подробнее хочу остановиться на праздниках, именуемых двунадесятыми (от древнерусского «два на десяте», что означает «двенадцать»). Они представлены в праздничном чине иконостаса и являются основными до сегодняшнего дня. Рождество Пресвятой Богородицы 8(21 – новый стиль) сентября. Именно с Рождества Богородицы ведет свой отсчет годичный круг церковных праздников. Как и большинство двунадесятых праздников, Рождество Богородицы имеет день предпраздненства – 7 сентября и четыре дня попраздненства, 12 сентября считается отданием праздника. Богородица на Руси считалась заступницей, защитницей, а то, что она была еще и матерью, делало её близкой людям и доступной для понимания. Сам же праздник попал в число двунадесятых церковных праздников позже остальных. Первые сведения о его праздновании относятся к V веку. Праздник перешел в Римскую церковь из Греческой, а затем получил более широкое распространение в дочерних церквях. Традиционным обрядовым действом в этот праздник считалось выпекание особенного хлеба, на котором рисовались две буквы – «Р» и «Б», символизирующих название праздника – Рождество Богородицы. Полагалось потчевать этим хлебом больных, запивая святой водой. Эти хлебцы раздавали своим родственникам, друзьям и знакомым. Кроме того, обязательно нужно было угостить этим хлебом нищих и бездомных, подавали так же мелкие монеты, куски пирогов и другое угощение.

Воздвижение Креста Господня – 14(27 – новый стиль) сентября – это христианский церковный праздник, названный в честь «обретения святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения». Первое празднование было приурочено как раз к дате обретения и воздвижения креста (IV в.) Согласно православной истории , царица Елена, мать первого императора-христианина Константина, совершила путешествие в Иерусалим для того, чтобы найти крест и место погребения Христа. При раскопках храма Венеры было обнаружено три креста. И чтобы узнать, какой крест истинный, все кресты были подвергнуты проверке – их возлагали на тело умершего. И только один крест воскресил покойника. Это и был истинный Крест Господень, который был установлен для всеобщего поклонения. Позже на этом месте был возведен храм Воскресения, в котором и проходили ежегодные праздники, ставшие впоследствии общехристианскими. В этот день рекомендуется блюсти строгий пост.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы – 21(4 декабря – новый стиль) ноября. Это христианский праздник, празднующийся в честь события, относящегося периоду раннего детства Пресвятой Богородицы. Первоначально эта дата отмечалась просто как память о событии (Синайский Евангелий 715 г.) Начиная уже с XIIв. появляется упоминание об особой службе, посвященной Введению. Римской церковью праздник стал отмечаться с XVв.. Датой окончательного утверждения праздника считается 1585год.

Рождество Христово – 25 декабря(7 января – новый стиль). Это великий христианский праздник, поводом к которому послужило рождение Иисуса Христа в Вифлеемской пещере. Предыстория рождения Христа такова. Император Август (Октавий) повелел провести в империи перепись населения. К подданным империи относились и жители Палестины. По еврейским обычаям народ записывался по родам и коленам и был приписан к определенным городам, откуда и вел свою историю род. Пресвятая Дева Мария со своим мужем Иосифом, происходивши от колена Давида, отправились в город Вифлеем. Благословенной паре пришлось разместиться в пещере для скота. И там в холоде и неудобстве и родился Спаситель рода человеческого Господь наш Иисус Христос. Наравне с Пасхой Рождество является самым почитаемым христианским праздником, радостнейшим, величайшим и благословеннейшим, служащим началом и точкой отсчета для всех праздников, для всего нового мира, ведущего свою летопись от Рождества Христова. По православной традиции , перед Рождеством соблюдается 40-дневный Рождественский (Филлипов)пост. Он начинается с 14(27)ноября и заканчивается 24декабря (6 января). Сам праздник ограничен с одной стороны _5 днями предпраздненства, а с другой стороны – праздником Обрезания Господня. Канун Рождества носит название «сочельника», главным блюдом которого является сочиво, готовящееся из сушеных хлебных зерен, размоченных в воде. П. С раннего детства мы принимаем участие в православных праздниках вместе со взрослыми, подражая им. Я расскажу вам о том, как в нашем селе отмечается Рождество Христово. Это очень радостный праздник, и мы всегда с нетерпением ждем его, заучиваем колядки. А вечером, с появлением первой Рождественской звезды, ряженные, мы выходим на улицу и славим Христа, поем детские колядки.

Со рождением Христа

Отворяйте ворота,

Открывайте сенечки,

Доставайте семечки,

Открывайте сундучки,v

Раздавайте пяточки.

На корову, на рога

Дайте нам пирога.

Не крошите, не ломайте,

Лучше весь подайте!

Со всех сторон слышится пение и веселый смех.

Богоявление (Крещение Господне) – 6(19 – новый стиль) января – поводом для праздника послужило Крещение Иисуса в водах реки Иордан. Другое название праздника – Богоявление – связано с тем, что во время крещения Христа произошло явление Святой Троицы: крестившийся Иисус, Святой Дух в виде голубя и говорящий с небес Бог Отец. Отмечается этот праздник с

III в.. Именно тогда праздник Богоявления стал общепризнанным. В церкви проходит вечерняя служба с литургией Василия Великого, после чего происходит «великое освящение воды». Освящение воды начинается с вечера и продолжается весь день праздника. Для этой цели используются любые источники воды. Выход на реку носит название «хождение на Иордан». Освященная вода носит название Богоявленской, она хранится на протяжении всего года и почитается святыней. Рекомендуется использовать её для освящения помещений, для питья больным людям. Наши мамы и бабушки набирают святую Богоявленскую воду и она хранится весь год и не портится.

Сретенье Господне- 2(15 – новый стиль)февраля – праздник, поводом для которого послужили события, произошедшие на сороковой день жизни Христа. Это встреча, в славянском варианте «сретение», младенца Иисуса с двумя ветхозаветными праведниками – Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей в храме города Иерусалима. Сретение завершает собой рождественские праздники. Особенностью праздника является благословение свечей, которые прихожане держат во время молитвы. Большой интерес у нас, мальчишек, вызывает праздник Масленица или Прощенное воскресение, который отмечают в последний день перед Великим постом. У нас в селе проходит народное гуляние. В этот день мы просим прощение у всех, кого когда-нибудь обидели. А на площади, в центре села, выступают ряженные, проводятся соревнования силачей, правда мы еще не доросли до этого. Но зато какое счастье поучаствовать в беге в мешках, в конкурсе блиноедов, в катании на тройках. А в заключении мы водим хороводы вокруг чучела Масленицы. А еще мне запомнился праздник «Сороки» - День сорока мучеников Севастийских, 22 марта. А в народной традиции это праздник встречи птиц. На празднике мы пением закликаем жаворонков: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите. Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Взрослые пекли нам жаворонки. Было много песен о весне, игр и забав.