Смекни!
smekni.com

Новозаветность и гуманизм. Вопросы методологии (стр. 1 из 99)

Алексей Давыдов

Поверить Лермонтову

Личность и социальная патология в России.

XIX-XX-XXI вв.

2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 7-21

О чем эта книга?

Почему я пытаюсь опереться на Лермонтова?

Почему мое исследование культурологическое?

С чем я согласен и с чем нет?

Как я буду вести свой анализ?

Как все начиналось?

Лермонтовский ренессанс.

Глава 1. Новозаветность и гуманизм. Вопросы методологии.………………………….……………………………………………… 23-95

Методологические основания культурологического анализа……..... 23-57

Способность быть личностью как основание культуры

и культурологического анализа

Всеобщее и единичное. Два всеобщих

«Нераздельное и неслиянное». Застревание

Инверсия и медиация.

Дуальная оппозиция «Бог – человек»

Критика культуры как критика народа

Логика социальной патологии

Новозаветно-гуманистическая методология.

Типология сдвига в культуре древних евреев…………...……………… 58-69

Изменение представления о Боге

Изменение представления о человеке

Представление о богочеловеке как о личности

Значимость идеи богочеловека для развития западной

и русской культур

Типология сдвига в культуре Европы, связанного с Реформацией (XVI в.)………………………………………………………………………………….. 69-90

Типология сдвига в общественном сознании, проявившегося

в русской художественной литературе XIX – XX вв. Литературное творчество как Реформация………..…………….......................................... 90-95

Глава 2. Творчество Лермонтова как культурологическая проблема…………..…………………………..…………………………………..96-126

Критика человека. Образ социальной патологии………………………96-102

Критика Бога. Вопрошание Иова. Преодоление теодицеи……… ...104-110

Лермонтов и смысл середины……………………………………..……… 111-121

Переход от критики пороков русского человека к критике

причин этих пороков

Интеллектуализация смысла любви

Разабсолютизация истины

Лермонтов и новозаветно-гуманистическое мышление………...… 121-126

Глава 3. Лермонтоведение как культурологическая проблема…………………………………………………………………………… 127-155

Религиозное обессмысливание логики мышления Лермонтова…. 134-147

Народническое обессмысливание логики мышления Лермонтова147-155

Глава 4. Русский человек эпохи модернизации – гибель попытки стать личностью. Образ социальной патологии…………………………………………………………………...………. 156-256

«Нравственный калека». Патология личности.

– Роман «Герой нашего времени»……………………………………………...158-204

«Болезнь Печорина». Исповедь «нравственного калеки»………159-180

Неспособность любить

Между эмоцией и рефлексией

Раскол с Другим

Равнодушие

Зависть, месть

Интриганство

Комплекс неполноценности. …………………………………………..182-191

Патология личности

Самообман

Смысл патологии личности………………………………….…………191-194

Возможна ли личность в России?..........................................................194-204

Заснувшая личность и застрявшее общество.

– Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой

блистает мой кинжал»)……………………………………………………….……204-215

Дуальная оппозиция «славословие – бунт»………………….……. 205-208

Между архаикой и модерном……………………………….………… 209-213

Заснувшая личность

Застрявшее общество

Новое слово заснуло. «Проснешься ль ты… ?» …………………. 213-215

Распятая личность и торжествующая патология.

– Стихотворение «Смерть поэта»…………………………….……………… 215-232

Общество, убивающее гениев: типология критики.…………...…217-222

Два типа мышления………………………………………………………222-225

Мужество творчества и вороватость патологии…………………..225-229

Пророческий смысл финала стихотворения……………………….229-230

Каин и Авель на Востоке Европы. …………………………………...230-232

Личность и общество: патология раскола.

– Стихотворение «Пророк»………………………………………………………232-247

Логика раскола в культуре России……………………………………234-236

Раскол как социальная патология..…………………………................236-237

Альтернатива расколу……………………………………………………237-241

«Иисусов подвиг» Пророка…………………………………………….241-242

Теодицея: два способа решения проблемы…………………………242-247

Застрявшая культура. Патология народа.

– Стихотворение «Дума»………………………………………………………….248-254

Умирающая культура…………………………………………………...249-250

Это мы, русские…………………………………………………………..250-254

Родовая травма русской культуры.…………………………………………..254-256

Глава 5. Критика Бога. Поиск альтернативы социальной патологии. – Поэма «Демон»………………………………........................257-342

Литературный «демонизм» в произведениях Лермонтова………………....260-264

Протест против равнодушного и потустороннего Бога…..…………...…….264-274

Бунт против церковности.

«Ты виновен!» - Протест против господства

потусторонности.

«Между живыми – как мертвые». Господство

потусторонности ведет к деградации личности.

От поиска Бога к поиску истины. Первый шаг к альтернативе…………...276-291

Спасение души или поиск истины?

Истина - в служении добру? – Нет!

Истина - в служении злу? – Нет!

Истина – в смысловом пространстве между добром

и злом? – Нет!

Второй шаг к альтернативе. Вглядывание в мир……………….……….……291-294

Истина - в слиянии с природой? — Нет!

Истина - в справедливости? — Нет!

Поворот в поиске альтернативы. Вглядывание в себя……………...……….294-302

Истина - в способности к поэзии.

Истина – в способности быть личностью.

Значение поворота к личности.

Третий шаг к альтернативе. «…И рай открылся для любви».…….. ……...302-342

Вначале была любовь.

Спасение души или любовь?

Смысл поиска середины как нового основания рефлексии.

Способность любить и быть личностью.

Любовь как мера времени жизни и ценности человеческого.

Любовь как синтез небесного и земного, трансцендентного

и имманентного.

Тайна любви. Способность быть альтернативным. – Стихотворение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого

купца Калашникова».

Предчувствие любви. Способность к диалогу. –

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Глава 6. «Личность» и «социальная патология» в русской литературе: опыт методологических сопоставлений…………343-423

Лермонтов – Пушкин…………………………………………..347-356

Лермонтов – Гоголь………………………………………….....356-364

Лермонтов – Гончаров……………………………………….. .364-375

Лермонтов – Тургенев…….…………………………………...375-384

Лермонтов – Л. Толстой…….…………………………………385-395

Лермонтов – Достоевский…………………..………………...395-410

Лермонтов – Булгаков……………………………………..….410-423

Глава 7. Лермонтовский ренессанс в анализе русской культуры. Размышления о романе Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души».……………………………………………………………………….424-488

Представление «Энциклопедии»……………………………430-434

«Почему я не бегу из этой насквозь лживой страны?»..434-441

Ерофеев и Бог…………………………………………………....441-451

Иисус

Ерофеев

Евангелие от России

Застрявшая культура. Ерофеев и Достоевский………….451-457

Русские виновны в том, что они русские. Россия

виновна в том, что она Россия……….………….…………...457-466

Ерофеев и народ. «Убить Серого»…………….……………466-477

Значение творчества Виктора Ерофеева…………………..478-484

Лермонтовский ренессанс в русской литературе…….…484-488

Заключение. Русская художественная литература

как философия. К постановке вопроса………………………...……..489-496

Лермонтов считал, что российское общество больно, нежизнеспособно. В своих произведениях он ставил диагноз заболевания и искал альтернативу болезни.

В основе нежизнеспособности русского человека лежит, по Лермонтову, глубокая раздвоенность культуры между приверженностью традиции и пониманием необходимости перемен, слабая способность к синтезу, комплекс неполноценности. Патологическая неспособность преодолеть раздвоенность рождает хроническое застревание русской культуры между смыслами старого и нового, статики и динамики, традиции и инновации, ведет ее к гибели. Лермонтов впервые начал критиковать архаику русского народа и исторически сложившееся в православии представление о Боге, поставив вопрос об изменении типа русской культуры – эта методология анализа русской культуры до сих пор не освоена в российском обществе, ни литературой, ни политикой, ни наукой.

Но в творчестве Лермонтова есть и иная логика. Бросив Богу: «Ты виновен!», — поэт довел до логического конца пушкинскую критику сложившегося представления о божественном. Переведя ценностный вектор из потусторонности в рефлексию человека, он выдвинул в качестве альтернативы поиск божественного в любви мужчины и женщины, которую поставил на новое для России основание – способность быть личностью. Это был способ формирования личности протестной, способной быть независимой от всех исторически сложившихся стереотипов. Это был путь создания новой формы культурного синтеза.

«Личность и социальная патология» – вокруг этой лермонтовской оппозиции начала разворачиваться логика всей последующей русской литературы. Эта тема проявилась в произведениях Гоголя, Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова, после распада СССР – в творчестве В. Пелевина, В. Ерофеева.