Смекни!
smekni.com

Орехово-Зуево (стр. 1 из 11)

Общественные
настроения в период Первой мировой войны (на материалах Московской
губернии)

Орехово-Зуево

2010 год

Содержание

Введение. 3

Источники по истории российских немцев в период. 5

Первой мировой войны. 5

Историографический обзор. 7

Глава I

1. Политика власти по отношению к немецкому населению России накануне войны. 9

2. Отношение к Германии в высших слоях российского общества накануне Первой мировой войны. 12

3. Отношение к Германии в российской деревне. 14

Немецкие военнопленные. 14

4. Первые эксцессы «национального подъема» в городе и армии. 20

5. Роль прессы в нарастании германофобии и шпиономании. 23

Глава II

1. Майские погромы в Москве в 1915 году. 27

1.1. «Внутренний враг». Хроника предшествовавших погрому событий. 27

1.2. Четыре страшных дня. 30

1.3. «Босяки» и «приличные господа». 40

2. Борьба с засилием немцев продолжается. 42

Заключение. 49

Цивилизационные последствия русско-германских конфликтов в ХХ веке. 49

Список использованной литературы.. 52


Введение

Вся история народов – это школа соревнования в

скорейшем достижении гуманности

Иоган Готфрид Гердер

В последние десятилетия в России вновь остро встал национальный вопрос, поэтому тема отношения к немцам, проживавшим на территории Российской империи и Московской губернии в частности, на наш взгляд чрезвычайно актуальна.

Цель данной работы – показать на материалах архивных и нарративных документов общественное настроение в отношении немецкого населения Москвы и губернии.

Взяв за осевую часть работы отношение к немецким предпринимателям, интеллигенции, военнопленным мы постарались показать глубинные причины складывающие общественное настроений России, показать, что причины эти крылись, прежде всего, в комплексах социального характера. «Война не столько усугубила существующие антогонизмы, сколько добавила к ним новую гамму чувств (обида, уязвленное имперское самолюбие)»[1]

На протяжении всей работы будут приводиться обязательные параллели с днем сегодняшним. На взгляд автора, тема ксенофобии невероятно актуальна в наши дни.

В первых главах будет дан обзор источников и исторической базы, которыми пользовался автор. Этот список можно было бы продолжить, потому что материал поистине огромен. Но указаны будут лишь те книги и документы, с которыми довелось непосредственно работать. В этой связи, выражаем благодарность сотрудникам Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО) и Российской государственной библиотеки, помогавшим автору подбирать материал для работы.

Источники по истории российских немцев в период

Первой мировой войны.

Основными источниками анализа эволюции общественного мнения в годы Первой мировой войны стали документы из центральных архивов Москвы, привлеченные с учетом комплексного освещения проблемы. Прежде всего это относится к материалам Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), обширный блок документации которого напрямую касается истории московских немцев[2]. Среди отдельных архивных собраний необходимо выделить фонд Московской евангелическо-лютеранской духовной консистории (ЦИАМ. Ф. 1629) и материалы фонда евангелическо-лютеранской церкви Св. Михаила в Москве (ЦИАМ. Ф. 2099). Эта группа документов была бы интересна исследователям истории российских немцев в пореформенное время. Пригодился фонд и для разработки данной тематики, так как в его составе имеются материалы, касающиеся жизни немецкого этнического меньшинства Москвы после 1917г.

Среди документов Канцелярии московского генерал-губернатора (ЦИАМ. Ф.16.) и градоначальника (ЦИАМ. Ф.46.) достаточно широко представлены не только сведения об открытии немецкоязычными гражданами фабрик, заводов, но и материалы по правительственному контролю за «немецкими» предприятиями, а также о ходе их ликвидации в период Первой мировой войны. Кроме того, в фонде Московской купеческой управы (ф.3) отложились дела о временном причислении к московскому купечеству германских подданных, о создании ими торговых домов и товариществ, о ходе и этапах борьбы с немецким «засилием» во время войны.

В работе приведены редко используемые в научной литературе документы фонда Московской городской думы и управы (ф.179). В рассмотрении событий мая 1915 года помогли дела и материалы предварительных следствий Московских окружных судов (ЦИАМ. Ф.142). Основная часть материалов, затрагивающих послереволюционную жизнь московских немцев, хранится в Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО). Здесь необходимо выделить документы фонда Моссовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ЦГАМО. Ф.966).

В работе использован опубликованный в 1914г. специальный справочник германских и австрийских фирм Москвы[3], явившийся большим подспорьем для воссоздания компании борьбы с «немецким засильем». Этот справочник содержит некоторые производственные и общественные характеристики «внутренних врагов» и их родственников.

Об остальных источниках мы узнали со страниц замечательной книги В.Деннингхауса «Немцы в общественной жизни Москвы: симбиоз и конфликт (1494-1941)» (2004). Эти документы нам не довелось держать в руках, но в виду их необычайной ценности сказать о них необходимо.

Виктор Деннингхаус долгое время работал с материалами российских архивов, и его работа является уникальным каталогом документов, касающихся истории российских немцев начиная с XV века. Все интересующиеся могут найти на страницах этой книги цитаты и упоминания из следующих архивных блоков:

1. Документы фонда Штаба Московского военного округа (РГВИА. Ф.1606).

2. Материалы фонда Штаба Казанского военного округа (РГВИА. Ф.1720),

3. Материалы фонда Гатчинского военного-цензурного пнкта (РГВИА. Ф.13847)

4. Материалы фонда учебных заведений при церкви Св. апостолов Петра и Павла (ЦИАМ. Ф.149), при церкви Св.Михаила (ЦИАМ. Ф.1908), а так же при евангелическо-реформаторской церкви Москвы (ф.2179).

5. Материалы фонда Московского столичного и губернского статистического комитета (ЦИАМ. Ф.199).

В нашей работе эти материалы не использовались.

Историографический обзор.

До появления книги В.Деннингхауса «Немцы в общественной жизни Москвы: симбиоз и конфликт (1494-1941)»[4] история немецкого населения России во второй половине XIX – начала XX в. не являлась объектом комплексного научного исследования. В ряде работ, затрагивавших данный исторический этап, социальному, профессиональному, религиозному и численному составу Российских немцем, как и деятельности созданных ими обществ уделялось не много внимания. Очень мало в них материала и по теме антинемецких настроений. Из трудов советского периода можно выделить лишь работу В.С.Дякина о деятельности германских промышленных концернов в дореволюционный период[5] и его же статью в сборнике под редакцией А.Л.Сидорова.[6]

Компактный и, в тоже время, интересный материал по антинемецким настроениям в России встречаем на страницах журнала «Родина» № 3-4, 1993[7] и № 10, 2002[8].

История деятельности московских предприятий, созданных как российскими подданными немецкого происхождения, так и гражданами Германии, нашла отражение в работах

М.Л. Гавлина[9]. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности иностранцев в Москве, включая судьбу немецких фирм в период 1914-1917гг., стало объектом внимания И.В. Поткиной[10]. Проблема борьбы с немцами как с «внутренним врагом» в период Первой мировой войны посвящен ряд статей С.Г. Нелиповича[11]. В статье Ю.И. Кирьянова «Майские беспорядки» 1915г. в Москве впервые освещена роль рабочего населения столицы в немецких погромах.[12]

Особого интереса проблема антинемецких настроений в период Первой мировой войны не вызывала и в Германии. Только в 1990-х гг., когда началось активное сотрудничество германских и российских ученых в изучении истории и культуры российских немцев[13], появился целый ряд научных сборников включая и работы по истории московских немцев в исследуемый нами период.

Документационная база работы была расширена материалами из нарративных источников. Среди таковых воспоминания Н.П.Харламова, расследовавшего причины немецких погромов в мае 1915г.[14], а так же дневник писательницы Р.М. Хин-Гольдовской, запечатлевшей изменения общественного сознания москвичей в период Первой мировой войны.[15] Положением российских немцев во время войны, включая мероприятия центральных властей по ликвидации так называемого «немецкого засилья», нашло отражение в воспоминаниях В.Ф. Джунковского.[16]

Подводя итог историографическому обзору, можно констатировать, что исследователями накоплен определенный, материал, касающийся антинемецких выступлений 1914-1918гг., но он разобщен и не систематизирован. Исключением и, в определенной степени, образцом может служить лишь упомянутая книга Деннингхауса.

Глава I

1. Политика власти по отношению к немецкому населению России накануне войны.

Современная историческая наука рассматривает мировые войны, как составные части мировой культуры, несмотря на то, что по сути это антикультурные явления. Войны оставляют след в сознании многих поколений. Год 1914 стал для истории культуры не столько началом мировой войны, сколько поворотным пунктом в русско-германских отношениях предопределивший взаимную неприязнь, а зачастую и ненависть двух народов на протяжении всего XX века. Десятилетия потребовались для того, чтобы понятия «немец» и «фашист» перестали быть синонимами в обиходном русском языке.